«Народники пребывают в истерике…» 11

За последние месяцы политическая жизнь в Латвии пережила несколько серьезных потрясений. Гвоздем марта стал выход Народной партии из правящей коалиции, что чуть было не обрушило правительство Домбровскиса.

Политическую ситуацию в Латвии комментирует политолог Ивета Кажока (на снимке).

Шаткая стабильность

- Г-жа Кажока, как вы считаете, правительство Домбровскиса доживет до выборов в Сейм?

- Думаю, что это мы узнаем 12 апреля. Именно в этот день Айнарс Шлесерс обещал дать ответ на вопрос, поддержит ли его партия ЛПП/ЛП правительство Домбровскиса. У правительства меньшинства, каковым сейчас является действующий Кабинет, есть шанс продержаться до выборов в Сейм. Но его может обвалить любой сговор оппозиции…

- А как вы думаете, Шлесерс поддержит Домбровскиса?

- Шлесерс сейчас выдерживает паузу. И это позволяет усомниться в его намерениях. Думаю, что ему будет трудно отказаться от поддержки Кабинета. Полагаю, что его предвыборная кампания будет строиться на том, что он может сделать для Латвии. Он, скорее всего, не захочет подвергать себя критике – мол, у него был шанс что-то сделать, но он им не воспользовался (то есть не вошел в правительство). Но, возможно, он найдет какое-то хорошее объяснение того, почему он не может войти в состав этого правительства.

Шлесерс меняет план

- Но если Шлесерс войдет в правительство и ничего не сможет сделать, а скорее всего, так и будет, учитывая экономическую ситуацию в стране, то он рискует подпортить себе имидж…

- Для Шлесерса, конечно, эта ситуация очень непростая. Но с другой стороны, учитывая низкие рейтинги ЛПП/ЛП, терять ему нечего. В парламентской оппозиции он смотрится не очень хорошо.

- Как вы оцениваете сближение ЛПП/ЛП с Народной партией? Шкеле и Шлесерс уже встречались и, судя по всему, достигли взаимопонимания.

- Я бы охарактеризовала ситуацию так: это не Шлесерс и Шкеле сближаются, а Шкеле пытается примкнуть к Шлесерсу. Все-таки ЛПП/ЛП – несмотря на их низкие рейтинги – находится в более выгодной ситуации, чем народники. У Шлесерса есть контакты с “Центром согласия”, и при необходимости он сможет ими воспользоваться. Например, при формировании коалиции. Также Шлесерс обладает большей энергией, чем Шкеле. И его репутация не настолько запятнана.

- Не потеряет ли ЛПП/ЛП своих русскоязычных избирателей?

- Думаю, что на этих выборах Шлесерс попытается применить новую тактику. Он будет ориентироваться больше на латышский электорат. Это, в частности, подтверждает и тот факт, что он собирает предпринимателей (общество “За лучшую Латвию”).

Думаю, что Шлесерс попытается играть и на русский электорат тоже, однако его действия – в частности сближение с Народной партией – указывают на то, что он собирается оставить русскоязычного избирателя “Центру согласия”.

- Шлесерс никогда не пользовался большой поддержкой среди латышей. Некоторые эксперты утверждают, что он не похож на латыша – слишком эмоционален и прямолинеен…

- Да, есть такое. Поэтому мне не совсем понятны его действия. Предыдущие выборы показали, что потенциал роста его электората есть среди русских. Но не среди латышей. Но, возможно, он хочет показать латышским избирателям “другого Шлесерса”….

Выбора не было

- Как вы оцениваете решение Народной партии выйти из состава коалиции?

- У оранжевых не было другого выбора. Они очень рассчитывали на то, что возвращение Шкеле поднимет их популярность. Рейтинги достанут до небес. Шкеле вернулся, но чуда не случилось.

Потом они начали играть во внутреннюю оппозицию в правительстве, чтобы завоевать симпатии населения. Но не получилось. Рейтинги остались на том же уровне, а вот у “Нового времени”, которое они критиковали, наоборот, пошли вверх. Общество раскусило эту игру народников. По сути у народников не осталось возможностей для маневра. Их уход в оппозицию – свидетельство истерики. У них нет других ходов.

- Неужели народники исчерпали все свои козыри?

- Думаю, да. И многие политики стали покидать Народную партию. Думаю, многие поняли, что у этой политической силы мало шансов пройти в следующий Сейм. Сейчас народники ищут любую возможность, чтобы привлечь к себе внимание. Но у них это не очень хорошо получается… Им было бы выгодно с кем-то объединиться. Народная партия – это партия власти. Не будет у нее власти – все разбегутся.

- Народники тоже начинают поглядывать в сторону русскоязычного электората…

- Оранжевые хорошо чувствуют конъюнктуру. Раньше русские их не интересовали, потому что они играли на другом поле. Теперь им, возможно, придется создавать одну коалицию с “Центром согласия”. Это, естественно, влияет и на риторику… В этом смысле народники беспринципны.

- Общество готово к тому, что русские могут прийти во власть?

- Если общество не слишком раздражать специально, как это делают тевземцы, например, то проблем не будет. Общество у нас достаточно толерантно, а нагнетают напряжение политики. Как только латышские партии увидят пользу в формировании коалиции с русскими партиями, она будет создана. Никаких протестных демонстраций, уверена, не последует…

Комментировать 11