Запас прочности 5

У нашего века странные отношения со временем. Мы так спешим прожить день сегодняшний, что готовы забыть прошлое и не слишком задумываемся о будущем.

Наши дома, наши вещи, даже наши чувства рассчитаны на ограниченный отрезок времени — без запаса прочности и длительных обязательств.

Когда я студентом был на археологической практике в Турайде, инженер, воссоздававший Южный корпус по старым рисункам, с завистью кивал на Главную башню: “Эта пятьсот лет простояла и еще простоит. А то, что мы строим… Эх, хоть до моей пенсии достояло бы!..”

Почему раньше у людей получалось строить дома, писать книги, совершать поступки, которые оставались во времени, обладали запасом прочности на века?

Вот еду я по нашей дамбе: с одной стороны — клокочущая река, с другой — спокойный город. И подумать страшно: был бы город Даугавпилс на этом месте, если бы создатели данного сооружения сделали его так, как принято нынче — с запасом прочности лет на пять и с гарантией на два года?

А ведь дамба стоит более полутора сотен лет и выдерживает половодье каждый год. И выдержала даже знаменитое наводнение 1922 года, когда вода поднялась на десять с половиной метров.

Возможно, именно этого запаса прочности и основательности не хватает в нынешней суетливой жизни.

Простой пример: стиральные машины. Раньше их делали с расчетом на 10-15 лет, а теперь — лет на пять. Чтобы после окончания гарантийного срока потребитель купил новую. Общество потребления диктует другие правила и другие ценности.

Главное — получить деньги. Сделать не на совесть, на года, для потомков, а на сейчас, по-быстрому: закрыть договоры, подписать сметы…

Великий русский инженер Павел Петрович Мельников, по проекту которого построена наша дамба, работал тоже не бесплатно. Но все, что он делал, он делал с огромным запасом прочности, на века. Так же, как тысячи людей, строивших дамбу около восьми лет.

К сожалению, в городе, который существует во многом благодаря гению и труду инженера Мельникова и этих строителей, память о них никак не увековечена. Зато бывающие в Москве могут, хотя бы на бегу, поклониться Павлу Мельникову, чей памятник стоит на Площади трех вокзалов.

И вздохнуть с сожалением: эх, Павел Петрович, Вас бы к нам сейчас, дороги ремонтировать… Не на два года, а на всю жизнь…

 Александр Барбакадзе

Комментировать 5