С. Михайлов: Людям, видимо, некуда ехать, незачем и не на что 32

Сергей Михайлов 27 лет работает в автобусном парке Даугавпилса. Начинал он водителем, потом работал начальником отдела кадров, начальником отдела перевозок, потом коммерческим директором. С 2005 года занимает пост руководителя автопарка.

Представляем вам интервью с С. Михайловым о насущных проблемах автопарка.

- Сергей, как Вы можете оценить ситуацию в целом в отрасли и на предприятии? - У нас все более-менее стабильно. Сильных потрясений у нас не было, больших сокращений тоже, и надеюсь, не будет. К сожалению, мы теряем пассажиров, т.е. пассажиропоток уменьшается. Людям, видимо, некуда ехать, незачем и не на что. Хотя, цена на билеты у нас остается одной из самых низких в регионе. За 3 месяца этого года, по сравнению с прошлым годом, пассажиропоток по городу уменьшился на 15%. Но, в целом, наша услуга востребована, пассажирские перевозки сохраняются, и, надеюсь, сохранятся, всегда.

- Насколько доходы предприятия покрывают расходы? Много ли убытков предприятию компенсируют? - Это общественный пассажирский транспорт, он во всем мире дотируется. Нужно сказать, что объем компенсации убытков (раньше называли – дотации), с каждым годом уменьшается. Например, в 2009 году размер компенсаций уменьшился на процентов 10, в этом году еще на 10%, по сравнению с 2009. Планы тоже не очень утешительные. Многое будет еще зависеть и от того, как будет пополняться бюджет: сможет ли государство и самоуправление компенсировать убытки в том объеме, в котором запланировано. Ведь бюджет самоуправления и государственный бюджет не переполняются.

На городских перевозках компенсаций получается около 40 тысяч в месяц. Фактически, эта компенсация убытков у нас уходит на погашение кредита за приобретенные автобусы. Если бы не нужно было выплачивать эти кредиты, то, в принципе, мы бы работали без убытков – были бы на самоокупаемости.

- Какие меры принимаются на предприятии, чтобы уменьшить убытки? - Убытки в последнее время уменьшаются. Мы тоже принимаем для этого меры, может и не очень популярные для пассажиров. Придется опять пойти на частичное сокращение рейсов.

Уже пришлось немного сократить зарплаты, отказаться от некоторого социального пакета, например от одноразовых выплат за выслугу лет. Эти выплаты у нас были много лет, но, к сожалению, времена диктуют свои правила.

- Наверняка проводите оптимизацию. Каким образом? - За счет сокращения перевозок, мы пересматриваем “связки”, т.е. один автобус утром выезжает и делает различенные рейсы по разным маршрутам. Когда количество рейсов уменьшается, планирования пересматриваются. На 4% в прошлом году сократили городские перевозки. Ежедневно, в рабочие дни выходило на линию 31 автобус. Благодаря оптимизации на линию ходят 30 автобусов, один автобус можно вывести из эксплуатации.

- В каком состоянии на сегодняшний день техника в автопарке? Много ли автобусов нужно заменять на новые? - В парке 145 автобусов. Партию новых городских автобусов мы получили в эксплуатацию в 2001 году. Их уже нельзя назвать совершенно новыми, но и совсем старыми не назовешь. Они, конечно, еще послужат какое-то время. Что касается региональных перевозок (междугородних), там парк постарее. Постепенно необходимо производить замену старых автобусов. У нас есть еще несколько автобусов 1982 года выпуска. Их с каждым годом все труднее содержать и эксплуатировать. Они просто ломаются от времени. В 2006, 2007 году нам удалось избавиться от ЛАЗов, Икарусов, мы перешли на более современные и комфортабельные автобусы. Конечно, тоже покупали подержанные 10-15 лет. В этом году списали две старенькие Volvo, “гармошки”, которым было намного больше 20 лет. Их просто уже невозможно отремонтировать.

Сейчас бы рады приобрести что-то недорогое в Скандинавских странах, там ведь дешевле. Постоянно отслеживаем информацию, смотрим, какие появляются автобусы на продажу. Но сейчас очень мало продают. Плюс ко всему, в Швеции, как ни странно, покупают автобусы и норвежцы, и финны. А нам уже ничего не остается. Мы также стараемся брать подешевле, и небольшие автобусы, потому что пассажиров уже не так много. А на вторичном рынке много или совсем маленьких (микроавтобусов на 14-15 мест), или больших автобусов.

В идеале, необходимо сменить процентов 50 автобусов. До конца года нужно, как минимум, поменять 5 штук. Это автобусы, которые были подарены нам Швецией в 90-х годах.

- Производится ли сокращение штатов? - Честно признаюсь, никогда не было особых проблем с водителями. В 2007 году многие уволились и пошли водителями на дальние грузоперевозки, хотя трое из них через месяц просились назад, двое сейчас готовы прийти обратно, но места нет. Нормальный работник, который может и хочет работать, всегда востребован.

Логично, что с сокращением рейсов, водителей нужно меньше. Но сокращений штатов у нас, как таковых, нет. Кто-то болеет, кто-то увольняется, кто-то выходит не пенсию. На их место мы берем ровно столько, сколько нам необходимо.

- От чего зависит заработная плата водителей, и насколько она сократилась? - Средняя заработная плата у нас примерно 450 латов до уплаты налогов. У водителей достаточно сложная система оплаты. Есть почасовая тарифная ставка, есть изменяемая часть заработной платы, которую работодатель может не доплатить за какие-то провинности (когда водитель опаздывает или не объявляет остановки). Городские водители, в основном, получают почасовую зарплату, а пригородные – почасовую, плюс процент с выручки. Кондуктора, к слову, тоже получают зарплату в зависимости от выручки.

Значительного сокращения заработных плат у нас не было. Сокращение составило 8-10%. Зарплата у нас никогда высокая не была, если сравнивать с предприятиями-коллегами. Пока можем, будем стараться держать зарплаты на прежнем уровне.

- Много ли поступает жалоб на водителей? Жалоб не очень много. Есть обоснованные, есть необоснованные. С жалобами мы всегда разбираемся и даем ответ – письменный, или же по телефону.

Вот, недавно была жалоба, как выяснилось, необоснованная. В Плявиняс автобус остановился, всех выпустил. Водитель объявил название остановки и то, что отправка через 5 минут, согласно расписанию. Как оказалось, пассажир сам опоздал, а написал жалобу, что автобус уехал раньше графика. Ведь все сейчас легко проверить, т.к. междугородние автобусы четко контролируются тахографами. Там четко видно, во сколько автобус тронулся, сколько стоял.

- Будет ли повышение цены на проезд в ближайшее время? В большей степени тарифы на проезд теперь зависят не от нас, а от заказчика. Мы предоставляем свои расчеты, информацию о том, какая должна быть наша доходность, чтобы окупались наши затраты. Заказчик на местные региональные перевозки с 2010 года – это Латгальский регион планирования, в который входят бывшие районы (сейчас края), на дальние междугородние перевозки – Автотранспортная инспекция, а на городские перевозки – городская Дума.

Все зависит от того, насколько у заказчиков хватит денег компенсировать убытки. Мы, со своей стороны, тоже стараемся убытки сделать минимальными, понимая ситуацию, что у людей денег немного. Смысла в повышении цены на проезд, лично я, не вижу. Конечно, теоретически, можно повысит тариф, потеряем еще больше пассажиров, но за счет повышения, где-то выручка вырастет. Но тогда опять придется пересматривать маршрутную сеть и сокращать рейсы, потом работников и т.д. Я сегодня не вижу реальной пользы от повышения тарифов. Нужно учитывать экономическую ситуацию.

- Как на прибыль с перевозок повлияла акция “льготный проезд по выходным и праздникам”? Да, билет в выходные стал в два раза дешевле, но пассажиропоток в два раза не вырос, он вырос процентов на 25-30. Доходы, из-за уменьшения цены билетов в два раза, тоже не уменьшились в два раза. Примерно, в эти дни мы теряем около тысячи латов в день. Акция пока еще будет действовать, но все зависит от заказчика. Самоуправление будет решать, как долго оно сможет поддерживать эту акцию. По статистике, за 15 сантимов, стало немного меньше ездить льготников–пенсионеров. Может, потому что не показывают удостоверений, т.к. цена билета в выходные и для льготников, и для простых пассажиров одинаковая. Может, если раньше бабушка ездила за 15 сантимов к внукам, то сейчас внуки ездят к бабушке по той же цене.

Вообще, по городу в день в среднем перевозим 23 тысячи пассажиров, это вместе со льготниками. Их получается процентов 10.

- Мэр в феврале издал распоряжение проверять Автобусный парк и Трамвайное предприятие каждый месяц. С чем это, по-Вашему, связано? Мы постоянно сдаем отчеты о своих доходах и расходах, для расчета компенсаций убытков. У нас постоянно проходят аудиты. Все-таки заказчик платит деньги и он хочет знать, куда эти деньги уходят. Это нормальное явление.

Комментировать 32