Станет ли гибель Немцова приговором Лачплесису? 42

Смерть Григория Немцова трагическим образом увенчала историю закулисной борьбы в Даугавпилсской городской думе, но отнюдь не положила ей конца.

Данный материал является результатом неофициальных бесед, проведенных “Нашей Газетой” с некоторыми городскими политиками, и содержит сведения, полученные в ходе этих бесед. Ну а насколько они соответствуют истине — выяснится уже в ближайшем будущем.

Последние дни “золотого голоса”

Как известно, нынешний расклад власти в Даугавпилсе образовался в результате “сентябрьского переворота”. Но хотя оказавшаяся у руля коалиция и производила впечатление монолитной, однако на самом деле таковой не являлась.

Так, например, если  Рита Строде состоит в тесной дружбе с Жанной Кулаковой, то  Ивар Шкинч и Виктор Бутанс явно тяготеют к “согласистам” Ширякову и Азаревичу. Впрочем, и те, и другие вполне лояльны и друг к другу.

Нынешний же мэр  Янис Лачплесис — сам по себе, его друзья и союзники среди думских депутатов не числятся. Когда в результате действий ныне покойного Григория Немцова власть оказалась в руках этой группировки, то назначение г-на Лачплесиса в мэры многими рассматривалось как сугубо временная мера. Дескать, немедленное назначение на сей пост одиозной Риты Строде было бы негативно встречено общественностью, а потому требовалась фигура не столь “замыленная”.

А дальше, якобы, Янис Лачплесис должен был повторить судьбу другого “временщика”, Ивара Шкинча, и где-то к исходу прошлого года вернуть власть Строде. Но… что-то “не срослось”. Очевидно, г-н Лачплесис не согласился с ролью доставщика чужих каштанов и уступать мэрство отказался.

С этого момента незаметный постороннему глазу, но мощный антагонизм между ним и Ритой Строде начал набирать силу.

Сторонникам последней требовался какой-то мощный информационный повод, чтобы начать кампанию диффамации нынешнего мэра.

Эти события трагически наложились на мощный фактор непредсказуемости в лице вице-мэра Г. Немцова. Чего ж греха таить — фигурой он был в городе крайне непопулярной. Еще несколько месяцев назад члены коалиции начали всерьез задумываться о том, как бы в преддверии выборов нейтрализовать влияние его отрицательного имиджа. Выгонять Немцова из коалиции никто не собирался — он со своей газетой еще мог и пригодиться. Предполагалось только лишить его вице-мэрской должности и возможности заправлять кадровой политикой Думы по своему усмотрению. Для этого коалиционеры очень осторожно пошли на переговоры с Владимиром Надеждиным и Анжелой Алехно — рассматривая их в качестве возможности лишить Немцова его золотого голоса.

Однако, как гласит инсайдерская информация, Алехно заломила непомерные, по мнению правящих, условия — пожелала стать вице-мэром вместо Немцова. В конце концов, порешили на компромиссном варианте: дать ей пока отдел внутреннего аудита в Гордуме.

Тем временем был составлен хитрый план, как “отрешить” Немцова от должности. Через засланных казачков депутатам от оппозиции во главе с Рихардом Эйгимом было предложено возбудить запрос о выражении недоверия Немцову и, соответственно, отстранении его от должности. Эйгимовцы могли бы изначально предполагать, что эти их действия — не более, чем шанс просто попортить лишний раз нервы ненавистному Немцову. Но чего они не должны были заранее знать — что вся коалиция поддержит их запрос и проголосует за отставку Немцова. Красивый и по-женски элегантный план.

Однако ввиду разных обстоятельств эйгимовцы узнали о том, что их планируют развести. Самому же Эйгиму было невыгодно, чтобы коалиция нейтрализовала Немцова. Но что интереснее — о плане собственного свержения узнал по своим каналам и сам  Григорий Немцов. Фактически, последние недели своей жизни он метался, пытаясь обрести хоть каких-то надежных союзников. Бросился даже наводить мосты к тем, с кем, казалось бы, поссорился навечно после сентября прошлого года…

И прилетел “глухарь”

Трудно сказать, что было бы в нашей Думе дальше, если бы не убийство вице-мэра Немцова. По этому поводу среди людей, имеющих касательство к местной политике, бытуют две версии: одна — достаточно навороченная, другая — вполне обыденная.

Первая из них опирается на то широко распространенное мнение, что сентябрьский переход Немцова из коалиции в коалицию оказался обусловлен немалым денежным “подарком”. 300, 400 тысяч? Якобы, организаторы переворота “пустили шапку” по кругу спонсоров, обещая: вы даете деньги на наше возвращение к власти, а мы, захватив ее, обеспечиваем вам разнообразный профит (кому — заказ выгодный, кому — подряд, кому — местечко для нужного человечка)… Однако с выполнением обещаний дело как раз и не заладилось. Изначально так планировалось или это вышло по независящим обстоятельствам — трудно сказать. Но многие из тех, кто еще недавно казался в Даугавпилсе всесильным, сейчас влачат жалкое существование (вспомнить ту же “Гадибу”).

Естественно, кредиторы не забывали напомнить о долге. И тут фигуру, которая олицетворяла самый предмет этого долга, насильственно устраняют! Теперь в ответ на кредиторские притязания можно лишь сочувствующе развести руками: “Что ж поделаешь, так вышло…” Смерть списала все долговые обязательства…

Вторая версия, как уже говорилось, попроще. Дескать, покойный, используя свое вице-мэрское положение, направо и налево давал обещания, которые и не думал или не мог исполнять. Да еще и деньги наперед брал… Мол, у кого-то просто не выдержали нервы и он решил рассчитаться за невыполненное.

Соответствует какая-либо из этих версий правде, сейчас неизвестно. Ведь и сами обстоятельства убийства стремительно обрастают множеством домыслов. Например, судачат, что киллером была …женщина! Черная облегающая одежда, накладная борода…

Достаточно ей было пересечь “тарелочку”, спрятаться в строительных лесах вокруг театра, переодеться в обыденное платье — и поминай, как звали. Нынче исполнитель (-ница), надо полагать, давно уже за границей… Есть серьезные опасения, что правды мы никогда так и не узнаем, а очередный “глухарь” окажется запертым в сейфе.

Дело идет к перевороту?

Как бы то ни было, случившаяся трагедия, равно как и последующее недельное тупое молчание Яниса Лачплесиса в СМИ, оказались отличным поводом для атаки на мэра.

С помощью яростного демарша столичного ведущего Андрея Мамыкина на простродовском ТВ “ДауТКом” мэра обвинили в трусости, черствости, бездушии, непрофессионализме, коррупции и чуть ли не в пособничестве убийцам Г.Немцова.

Есть сведения, что кампания против Яниса Лачплесиса будет идти по нарастающей. Уже сейчас он, как передают знающие люди, чувствует себя крайне нервозно, отчаянно пытается найти выход из сложившегося положения.

Атака должна закончиться очередным переворотом, который, якобы, назначен на начало лета. Чтобы заручиться окончательной поддержкой Анжелы Алехно, ей, по неофициальной информации, все же обещано место вице-мэра, освободившееся после Григория Немцова.

Когда же большинство голосов будут поданы за отставку Лачплесиса, главой города вновь станет Рита Строде. Однако чтобы хоть частично обуздать негативные для себя толки, г-жа Строде не станет полноправным председателем Думы, как раньше, а только “и.о.” Так будет продолжаться вплоть до осенних выборов, по результатам которых Рита Альбертовна планирует оказаться в сейме — тогда можно будет передоверить город надежному человеку. Таким человеком упорно называют Виталия Азаревича, который, якобы, и должен стать следующим после Лачплесиса полноценным мэром.

Наш опрос

Боитесь ли вы, что в Даугавпилсе будут еще политические убийства? Собираетесь ли усилить свою охрану?

РИХАРД ЭЙГИМ, депутат Гордумы:

”Увы, но случившееся преступление стало еще одним ярким доказательством бедственного положения, сложившегося в нашем городе и государстве. Конечно, сам факт убийства вице-мэра потрясает. Не только цинизмом тех, кто это спланировал, но и тем, что даже в центре города средь бела дня больше нельзя ощущать себя в безопасности.

Сегодня масса людей теряет работу, многие представители молодежи видят единственный для себя выход — податься в преступную среду. Естественно, виновникам своих несчастий они видят именно политиков. Не хотелось бы накликать беду, но я не удивлюсь, если подобные трагические случаи продолжатся. Нет, охраной обзаводиться не намерен…

ВЯЧЕСЛАВ ШИРЯКОВ, депутат Гордумы:

”Говорить о том, будут ли еще убийства, не считаю нужным, потому что это будет означать гадание на кофейной гуще. Каждый депутат принимает решение сам, нужна ли ему охрана.

Но сам я обзаводиться охраной не собираюсь — просто не вижу для того никаких причин.

ВИТАЛИЙ АЗАРЕВИЧ, депутат Гордумы:

”Трудно сказать, станет ли это убийство последним. Но я искренне надеюсь, что здравый смысл восторжествует, а убийца окажется найден. Лично сам я не собираюсь предпринимать каких-то мер собственной безопасности, нанимать охрану и т.д. Буду работать в том же режиме, как и раньше.

ОЛЕГ ХУБЛАРОВ, депутат Гордумы:

”Честно говоря, мне вообще не хотелось бы говорить об этом убийстве. Случившееся настолько чудовищно и алогично, что спокойно рассуждать об этом означает в какой-то степени признать преступление как норму жизни… Охрану нанимать не собираюсь, поскольку не считаю, что делаю что-то такое, за что меня могут убить.

ИВАР ШКИНЧ, депутат Гордумы:

”Убийство Григория Владимировича Немцова меня просто потрясло на чисто человеческом уровне. Несколько дней был в прострации. Не удивлюсь, если отстрел политиков в нашем городе продолжится. Во всяком случае, некоторые СМИ прикладывают к этому все усилия. Собираюсь ли предпринимать какие-либо меры безопасности? Ну, ребята, вам-то уж точно я об этом докладывать не стану…

АНЖЕЛА АЛЕХНО, депутат Гордумы:

”Полной уверенности в своем будущем и в своей безопасности не может быть ни у кого, разумеется. Но все равно нужно надеяться на лучшее и настраивать себя на позитив — и тогда, возможно, беды и несчастья и в самом деле обойдут нас стороной. В любом случае, обзаводиться охраной я не намерена.

ВЛАДИМИР НАДЕЖДИН, депутат Гордумы:

”Я абсолютно уверен, что случившееся убийство никак не связано с политической деятельностью Григория Немцова. В таких случаях всегда нужно задаваться вопросом: qui prodest? Убийство Немцова не могло принести выгоды ни одной из нынешних думских группировок, поэтому считаю, что причина — в бизнесе, в предпринимательской деятельности Немцова… Надеюсь, что подобных убийств в Даугавпилсе больше не будет. Охрану для себя нанимать, естественно, не собираюсь.

ЯНИС ДУКШИНСКИЙ, депутат сейма:

”Честно говоря, мое личное мнение состоит в том, что отнюдь не политическая деятельность Григория Немцова стала причиной его убийства. В Латвии убивать за политику не принято. Скорее, причины трагедии — в делах, связанных с бизнесом убитого.

Что касается лично меня, то принимать какие-то меры безопасности я не собираюсь. Я не бизнесмен и никогда не впутывался в какие-либо дела, которые могли бы потом обернуться угрозой против меня. Ну а перед лицом какого-нибудь сумасшедшего маньяка (если это он виновен в убийстве Григория Немцова) одинаково равны все — и депутат, и чиновник, и простой житель…

АЛЕКСЕЙ ХОЛОСТОВ, депутат сейма:

”Я ничуть не удивлюсь, если окажется, что это первое, но не последнее политическое убийство в Латвии. Я, возможно, даже лучше других знаю, о чем говорю, поскольку прошлым летом в меня самого стреляли — к счастью, неудачно. Поступали и телефонные звонки с угрозами в мой адрес. Естественно, чисто на человеческом уровне страшно. Но как политик я не имею права поддаваться этому страху.

ЯКОВ ПЛИНЕР, депутат сейма:

”Я очень хорошо знал покойного Григория Владимировича. Естественно, случившееся — шок. Не берусь судить, политическая или деловая деятельность Немцова стала причиной рокового исхода. Но то, что у нас стали убивать высокопоставленных людей прямо средь бела дня, показывает всю глубину пропасти, в которую скатилась Латвия. Лично мне тоже случалось неоднократно получать угрозы в свой адрес. Я отношусь к этому спокойно. Во-первых, будучи отчасти фаталистом, верю, что от судьбы все равно не уйдешь. Во-вторых, считаю унизительным для себя обнаруживать какой-то страх перед врагами. Плевал я на все их угрозы!

ЯНИС ЛАЧПЛЕСИС, мэр города:

“Вообще никаких дополнительных мер по введению охранного режима в здании нашего самоуправления не предполагается. Ситуация может измениться, если у нас будет достаточно средств, чтобы рабочую сторону самоуправления отделить от общественного потока. Но в этом году этого не будет. Не будут охранять депутатов и муниципальные полицейские. Муниципальный полицейский стоит очень дорого, и им надо патрулировать город, а не охранять здание муниципалитета.

Роман ХОЛОДОВ

Комментировать 42