Так кто же победил во Второй Мировой? 20

Одним из самых известных советских историков начального периода существования Большевистской России был Михаил Покровский. Его оригинальные взгляды на различные политические события долго вызывали ожесточенные дискуссии в среде российских и зарубежных ученых.

Однако наибольший скандал в научном сообществе вызвала его крылатая фраза, что: “История это политика, опрокинутая в прошлое”. Не известно, знают сегодняшние политические деятели о жизни и деятельности Покровского, но этот утилитарный подход к историческому прошлому они усвоили предельно четко.

Отпраздновали юбилей Великой Победы. Для большинства людей на планете это яркий праздник – символ торжества справедливости, символ победы добра над злом. Для политиков и дипломатов эта основа для идеологического противоборства.

Апеллировать к исторической памяти народов – верный способ привлечь внимание общественности. Факты неоспоримы. СССР сыграл ключевую роль в победе над нацистской Германии и понес самые страшные жертвы. Оспорить это невозможно. Однако, как трактовать эту Победу? Здесь позиции западных и российских политиков расходятся. Для отечественных государственных деятелей 9 мая это повод напомнить Миру о том, что без Солдата Красной Армии народы Восточной Европы еще долго бы томились под нацистским игом. Приход русских танков в Берлин это свобода для поляков, чехов, словаков, сербов и других народов Европы.

Трактовка западных политологов и некоторых ученых несколько иная. И обижаться на это бессмысленно. Это циничное правило “холодной идеологической войны”, которая не закончилась с распадом СССР, а, как будто, приобрела второе дыхание. По мнению американских “чиновников от истории” “Империя Сталина” ничем не лучше “Империи Гитлера”. СССР был “тюрьмой народов” и Красная армия принесла народам Восточной Европы не только свободу от нацистов, но и новую оккупацию. И надо признать, что эта западная версия “Освобождения Европы” легла на хорошо “унавоженную почву”. В последние годы в Польше широкую известность получила характерная фраза: “Солдат Красной Армии уничтожил фашизм, но не принес с собой Свободы, так как сам не имел ее”. В США и Европе многие искренне уверены, что напав на Польшу в 1939 г. СССР вступил во Вторую Мировую войну, как союзник Гитлера. Отсюда, кстати, берет начало и знаменитое утверждение Михаила Задорнова, что американские школьники пишут в тестах, что СССР воевал на стороне Гитлера. Американские тинейджеры действительно уверены в этом, так как именно это и написано в официальных учебных пособиях! Подобный подход фактически ставит Гитлера и Сталина (а фактически Третий рейх и СССР) на одну доску. А отсюда не далеко до следующего умозаключения. СССР виновен в начале Второй Мировой не меньше Германии.

На эту же “политическую мельницу”, но с еще большим ожесточением, льет воду и печально знаменитый писатель Виктор Суворов (в прошлом бежавший на запад офицер КГБ Резун). Под талантливым литературным камуфляжем он укрывает предельно простую мысль. Это не Германия, а СССР готовилось к вторжению в Европу. Гитлер лишь нанес “превентивный удар”. А чтобы российского читателя эта мысль не отпугнула изначально, она прикрывается воплями восторга по поводу “гениальности Сталина”, мощи советской военной техники и т.д. Но суть идеологического ядра книг В. Суворова от этого не меняется.

Мотивация обеих идеологических позиций понятна. Для российских властей и общественности важно напомнить Европе о подлинном победителе Рейха. А западным технологам не менее важно максимально принизить значение СССР в освободительной борьбе и извлечь из этого максимальные политические дивиденды в настоящем. Это не искренне заблуждение, а принципиальная позиция. Где стремление к истине плавно переходит к формуле про историю, как “политику опрокинутую в прошлое”.

Однако есть и третья позиция, которую представляют некоторые политики-националисты Восточной Европы. Отталкиваясь от разработанной западными политологами теоретической базы (“Германия и СССР одного поля ягоды”) они идут дальше. По их мнению, СССР был намного опасней Рейха, а находившиеся у него на службе (в рядах СС, карательных, полицейских отрядах) “добровольцы” якобы не помогали Гитлеру, а боролись за свободу своих народов от “Сталина и русских”. Именно отсюда берут начало марши нацистских легионеров в Латвии, присвоение статуса “Героя Украины” Степану Бандере, стремление приравнять пенсии ветеранов Красной армии и полицаев и т.д. При этом игнорируются реальные исторические факты, что советские власти при всей своей жесткости (а кое-где и жестокости) не занимались истреблением людей в газовых камерах, не делили людей по форме их головы, цвету глаз и волос, не планировали превратить целые народы в “поколения рабов”. Чтобы хоть как то противодействовать этим фактам, политические наследники германских гауляйтеров вбрасывают уже откровенные исторические провокации, по образу украинского “Голодомора”. Подобная “инициатива с мест” ставит западных политологов в тупик. С одной стороны это “творческое развитие” их собственных идей, с другой украинские, грузинские, прибалтийские националисты явно переходят идеологические рамки дозволенного. Поэтому, время от времени, американские дипломаты одергивают своих восточноевропейских союзников. Но тенденцию скрыть не возможно.

Очернение СССР, попытки поставить его “на одну полку” с гитлеровской Германией, легко объясняются стремлением Запада оправдать невменяемость и малодушие европейской политики накануне страшной войны. Духовное превосходство советских людей, способных на глазах изумленной Европы и Америки рваться к победе на фронте протяженностью в две тысячи километров, сметая с дороги “непобедимую” грязь, не просто раздражает современных западных политиков. Их устрашает сама возможность возвращения потомками солдат Великой Победы памяти о том великом, объединяющем все нации постсоветского пространства подвиге, навечно утвердившем кровное право наших народов заявить о себе как о единой геополитической формации. За это право нашими дедами была заплачена беспрецедентная в истории человечества цена – 30 миллионами жизней, ужасами голода, разрухи, концлагарей, освобождением Восточной Европы от последствий нацистского безумия. Все долги европейских политиков уплачены кровью советских людей сполна.

Но победа в новой войне идеологий, разобщающей народы-победители, еще не состоялась. И последний бой в ней – за возвращение миру правды и светлой памяти о наших отцах и дедах. Они сражались и умирали, они не были рабами, потому что истинная свобода – это духовная всепоглощающая готовность человека отречься от себя и сделать самый первый и самый страшный шаг в атаку – во имя жизни, во имя святой Победы.

Наш долг перед теми, кто победил ценой своей жизни, кто выжил и вернулся домой, передать этот тонкий “нерв памяти” своим детям и внукам. Передать уверенность в том, что, сражаясь с нацистскими палачами, наши деды принесли священную жертву на алтарь своих потомков. На поля боев пролилась русская, украинская, казахская, грузинская, белорусская, латышская кровь. Это воистину общая Победа. И наглядное подтверждение этому – встречи ветеранов войны – посмотрим на объятия людей, вышедших из огненного ада и постараемся разглядеть это живое пламя в сердцах стариков – наше вечное, неподвластное политической подлости наследие.

Комментировать 20