Дорогие ветераны! 21

Весь мир отпраздновал 65-я годовщину Великой Победы. Мне всегда казалось, что этот праздник для всех граждан большой страны являлся особенным близким.

Теперь, по мере того как этот день все более и более отдаляется от нас во времени приходит понимание, что это впечатление было не совсем верным. Для автора этих строк, родившегося в Белорусском Полесье и выросшего на белорусской земле, всегда казалось, что священный трепет по отношению ко Дню Победы это своего рода нерушимая ценность, некая аксиома нашей жизни. Действительно, с высоты прожитых лет видно, что для жителей Белоруссии, безвозвратно потерявшей треть своих граждан, победа в войне является не просто исторической ценностью, но даже сверхценностью. Даже для тех, кто родился после войны, война и оккупация с самых ранних лет незримо и практически повседневно присутствовала в нашей жизни. Мое детство прошло в одном из провинциальных городов Гомельской области. Многочисленные руины и разрушенные оборонительные сооружения, в которых мы нередко проводили свободное время, были естественным фоном повседневного восприятия меня и моих сверстников. Об ожесточенности боев говорит хотя бы то, что освобождая мой родной, совсем небольшой город, погибло 853 воина Белорусского фронта, причем из них 9 стали Героями Советского Союза.

Не меньшее впечатление произвели на меня поездки к родственникам в сельскую местность. Помню, как в очень раннем возрасте по дороге в деревню я увидел в поле десятки странных кирпичных столбиков, уныло возвышавшихся посреди бурьяна. Отец объяснил мне, что это все, что осталось от села после совместной карательной операции фашистов и украинских националистов. Часть жителей была расстреляна за пособничество партизанам, дома сожжены, а большинство оставшихся жителей умерло от голода и холода. Впоследствии, во время пионерских туристических походов таких деревень мы еще встречали немало. Всякий раз, столкнувшись с таким эхом войны, мы, совершенно не сговариваясь, внезапно замолкали и уходили в себя. Думаю, каждый представлял себя на месте жителей этих деревень, вспоминал печальную судьбу своих родных и близких, которых он знал только по рассказам и редким фотографиям. Даже весьма сдержанные рассказы людей о тех днях производили жуткое впечатление. Я уже не говорю о тех, кто иногда оказывался неспособным сдержать свои чувства, пропустив рюмку-другую самогона. Несколько таких рассказов навсегда останутся в моей памяти как примеры кошмарной жестокости и совершенно нечеловеческих условий, в которые был поставлен мой народ. Практически в каждой местности могут вспомнить свою Хатынь. Следует сказать, что мой отец, прошедший всю войну и сражавшийся в том числе в рядах 1-го Белорусского фронта, очень скупо рассказывал о войне, стараясь не травмировать детскую психику. Тем не менее, все вокруг напоминало о войне и неотвратимо действовало на сознание. Это были достаточно простые и сильные чувства, но, все-таки среди них преобладала гордость за собственный народ, за собственную страну. Не раз приходилось общаться с еще достаточно молодыми людьми, имевшими значительный опыт партизанской войны. Признаюсь, что мы часто завидовали, что им выпал шанс проявить себя на благо Родины, проявить стойкость и героизм.

Первая поездка в Гомель меня просто потрясла. Я первый раз оказался в большом городе. И было видно, что совсем недавно этот город был полностью разрушен. Подобное впечатление произвела на меня и поездка в Минск. Кто-то сказал мне, что сохранилось всего 70 целых зданий. Тем не менее я с первого взгляда влюбился в этот город, в котором мне впоследствии еще предстояло учиться и работать. Приятно было наблюдать, как город залечивает раны войны и преображается с каждым годом. Сейчас примеры такой быстрой реконструкции встретить сложно. Когда я поступил в политехническую академию, Минск стал поистине восхитительным местом. Такого количества девушек поистине невообразимой красоты я не встречал более ни в одном городе мира. Иногда мы с друзьями ходили гулять в красивейший парк над Свислочью, чтобы просто полюбоваться на девушек, пофлиртовать с прекрасными незнакомками. Особенно остро всплывают в памяти майские праздники и, конечно же – День Победы. Без преувеличения можно сказать, что это был Самый Главный Праздник. Это был день всеобщей радости и единения, которое, как говорят, было буквально разлито в воздухе. 9 мая настроение всех людей почти мистическим образом мгновенно преображалось. Известно, что к разным праздникам разные люди относятся с разной степень почтения – некоторые воспринимают как пустую формальность, мешающую выполнять повседневные обязанности, к некоторым относятся как к возможности отдохнуть от работы и лишний раз выпить. Но этот день был настоящим Праздником, в собственном смысле этого слова. В этот день такие абстрактные слова как “Родина” и “народ” становились совершенно осмысленными и осязаемыми.

Впоследствии судьба распорядилась так, что я оказался в Средней Азии, где участвовал в строительстве объединенной энергетической системы в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане. Работа была напряженной, интересной и по настоящему захватывающей. Мы, – молодые инженеры и рабочие чувствовали, что вдыхаем новую жизнь в этот древний край, на котором сошлись пути многих цивилизаций и народов. Везде, где бы я ни оказывался, я встречал очень похожие чувства ко Дню Победы. Даже в этих краях, столь далеких от фронтов, война коснулась всех – абсолютно все потеряли кого-то из родственников и близких. И даже вдали от своей истерзанной малой родины, в Ташкенте и в Душанбе, в Нарыне и в Нуреке, в Фергане и в Оше я встречал практически ту же самую чрезвычайно трогательную атмосферу. Создавалось впечатление, что какие-либо культурные и национальные различия в этот день не просто теряли значение, но буквально переставали существовать.

С тех пор прошло немало лет. Уже нет на карте страны-победителя, рухнула его экономическая и политическая система, изменились общественные ценности и много другое. Очень многим людям нашего поколения это было крайне тяжело перенести, они за это работали, сражались и умирали. Но при общении с людьми всегда оставалось впечатление, что победа в Великой Войне является некоторой осевой точкой нашей общей истории, фактом внутренней жизни всех народов, внесших свой вклад в дело Победы над, пожалуй, самой чудовищной социальной чумой в истории человечества – над фашизмом. В последние годы стало очевидно, что память о войне является достаточно хрупкой материей, которую необходимо оберегать.

Я думаю о судьбе своей малой родины – о Белоруссии, и с ужасом осознаю, что в общественном сознании ее северных и южных соседей – на Украине и в Прибалтике возродилась фашистская зараза в своем наиболее омерзительном обличии. Не проходит и нескольких месяцев как приходится слышать об ужасающих своим святотатством фактах – то снесут памятник Тынисмяги в Таллине, то проведут парад ветеранов Waffen SS в Эстонии и Латвии, то Европарламент выпустит резолюцию, приравнивающую коммунистический политический режим к фашизму. Особенно было больно слышать о том, что происходило при правлении Ющенко на Украине. Канонизация галицийского фашиста Бандеры, чьи прихвостни уничтожили в 1943 году 60 тысяч поляков в Волынской области является верхом политического цинизма, поступком настолько безнравственным, что о каком либо оправдании его политическими и историческими целями не может быть и речи. Мне приходилось беседовать с ветераном партизанского движения, который участвовал в операции на территории Украины. Так вот, этот человек сказал, что ничего страшнее, чем польская деревня после визита в нее “освободителей” из ОУН-УПА он никогда не видел за всю войну. По сравнению с их жестокостью меркнут даже немецкие военные контрпартизанские операции. Удивительно, что Польша столь вяло реагирует на эти события, предпочитая придерживаться своей антироссийской и антибелорусской линии поведения, навязанной ей своей националистической сволочью, подогреваемой ревизионистами из других стран Европы и по ту сторону Атлантики. Даже здесь, в государствах Средней Азии приходится встречаться с фактами переноса памятников. Такому поведению не может быть никакого оправдания. Не раз приходилось наблюдать, как официальная пропаганда идет по пути замалчивания исторической правды о Великой войне, о вкладе их собственного народа в дело победы. Некоторые весьма уважаемые политики напрямую не стесняются говорить, что это была “не наша война”, что их насильно втянули в “чужой” конфликт, что жертвы их народа были напрасны. В странах, где почтение к старшим носит особенно сильный характер, такие утверждения особенно отвратительны. Ветеранов той войны осталось немного, их голос часто тонет в националистических воплях, но они до сих пор живы и им нестерпимо больно слышать такие слова, особенно перед лицом своих погибших товарищей, светлую память которых они не смогли отстоять должным образом.

Ушедший век был веком полным крови и человеческих страданий. Этой крови и этих страданий могло бы быть гораздо больше, если бы фашистское безумие не было побеждено. Эта победа обладает абсолютной исторической ценностью. Это признано всем миром. Однако явно существуют силы, которые хотят отобрать у нас эту победу: либо замолчать наш решающий вклад в нее, либо объявить ее пирровой, либо поставить нас на одну планку с врагом. Эти силы успешно находят себе союзников по всему миру. Рост этих сил можно наблюдать день за днем повсюду – с экранов телевизоров, на страницах газет, в сети Интернет, в конце концов – просто на улицах наших городов. Что преследуют эти силы? Они хотят вбить клин между добрососедскими отношениями наших народов, бывших граждан Советского Союза и его союзников. Они хотят лишить нас общего с нами Дня Великой Победы, дня в котором в одну чашу слились кровь, страдания и надежды миллионов людей самых разных национальностей и укладов жизни. Это не только омерзительно с точки зрения любой морали, это проявлении глубочайшей политической слепоты. Уважаемые депутаты народных парламентов! Примите законодательные меры по защите светлой памяти тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с фашизмом. Возьму на себя смелость сказать, что это ваш долг перед вашими предками, перед тем, во что они верили и за что боролись.

Уважаемые главы государств! Не закрывайте глаза на попытки фашистских ублюдков оказать давление на власть, заретушировать роль вашего народа в столь важных для истории событиях тех лет!

Дорогие ветераны! Скажем просто и прямо – Вас осталось мало, чертовски мало. Найдите в себе силы сказать свое слово ревизионизму и фашизму. Враг вновь поднял свою голову. У Вас есть еще шанс дать последний бой недобитому врагу.

Комментировать 21