Раймонд Паулс: «Я устал объясняться с любовниками» 42

*Не дали купить туфли* На пресс-конференцию с журналистами Даугавпилса маэстро Раймонд Паулс пришел в белый зал Центра латышской культуры вовремя. И слегка запыхавшись.

- Не успел купить туфли в магазине, пришлось раздавать автографы и фотографироваться, вот и не успел сделать покупку, – сказал Ояр-Раймонд Паулс, которому пошел с 12 января этого года 75-й год. – Спешил к вам, так что, если не туфли, то хотя бы домашние тапочки, учитывая мой возраст, надеюсь от вас получить.

На все вопросы выдающийся советский и латышский композитор и дирижер, народный артист СССР и кавалер ордена Трех звезд отвечал обстоятельно, причем на том языке, на каком спрашивали. А начали с того, доволен ли он выступлением в театре вместе с даугавпилчанкой Илоной Багеле, которая успешно совмещает работу преподавателя Даугавпилсского колледжа с солированием в Латвийском театре оперы и балета.

- Я выражаю ей благодарность, поражен тем, что она из тех немногих певцов, кто обладает великолепным голосом широкого диапазона и поет как оперные классические партии, так поп,- рок-музыку, – сказал Раймонд Паулс. – Илона сама выбрала репертуар вчерашнего концерта, мы с нею позанимались несколько часов, и в итоге публика была довольна нами. Мы давно знакомы с Илоной, наше творческое содружество будет продолжаться. Скажу, что ваш город может гордиться, что имеют такую замечательную певицу. Она с блеском исполнила по моей просьбе одном из праздников песни мое произведение “Посвящение Латгалии”, которое и теперь находится в репертуаре хоров вашего края. Были мы с Илоной и в Витебске на “Славянском базаре”, где были хорошо приняты белорусской публикой.

Композитор приезжал в Даугавпилс не один десяток раз, и потому на вопрос, как изменился город, сказал, что он особенно рад тому, что роскошное здание Народного дома, построенное в тридцатые годы, приводят к первоначальному виду. Причем целиком, а не частями. И теперь можно предъявить более высокие претензии к находящемуся в этом здании театру, требовать от него, чтобы он занял заметное место в латышской культуре, встал рядом с ведущими коллективами Латвии. Эта задача прежде всего стоит перед режиссерами, актерами, успех зависит от их таланта.

Ау, таланты, увы, деньги!

Не могло не заинтересовать мнение Раймонда Паулса и об очередном неудачном выступлении на “Евровидении” представительницы Латвии.

-Это тяжелый вопрос, только не надо делать из этого трагедии, – начал композитор, автор музыки к песням, которые получали вместе с певцами призы на многих международных конкурсах. – Главное: голосовые данные наши певцов не могут конкурировать с теми, какие показывают грузины, азербайджанцы. Надо искать таланты, они есть в Латвии. Это первое.

А второе – это затраты стран, которые посылают на финал своих певцов, и еще – опросы многомиллионной публики, которая смотрела и слушала в 55-й раз “Евровидение” несмотря на то, что критики этой акции тоже немало. Это касается и Осло. Затраты на сборы и выступление азербайджанского представителя составили такую сумму, что трудно ее произнести. Не нам считать чужие траты. А вот мы не потратили на Айшу нисколько, она сама за свои деньги шила себе платье.

- Если вы следили за голосованием не только “Евровидения-2010”, то наверняка обратили внимание на то, как активно участвуют в этом балканские страны. Они друг за друга стоят горой. Не скупятся на телефонные звонки, делают этим щедрые подарки своим любимцам. Сравните голоса болельщиков из Латвии, которая по количеству населения примерно равна небольшим государствам Балкан, и вы увидите, кто пассивен.

Вопрос о том, может ли певец, музыкант заработать себе на хорошую жизнь в своей родной Латвии, г-н Паулс откровенно сказал, что это невозможно. У нас нет для того рынка. Мало городов, концертных залов. Заплатить достойную цену за билет н концерт хорошего исполнителя может далеко не каждый ценитель музыки. Говоря о своих доходах, Раймонд Паулс сказал, что удовлетворен заказами и гонорарами, которые получает. Хорошо платят и за концерты в Москве, в России, с которой, как считает регулярно выступающий там Паулс, нужно поддерживать хорошие отношения.

Недавно вышел новый альбом на стихи Андрея Вознесенского.

- Я искренне скорблю о смерти своего друга, который является видной фигурой в культуре не только российской, но и мировой, – сказал Раймонд Паулс. – Общение с Андреем значило для меня очень много. Как и с Евгением Евтушенко. Такие отношения с выдающимися людьми являются стимулами для творчества. Ты видишь, что тебе расти и расти, чтобы встать с ними рядом.

Скромно оценивая свой вклад, Паулс не привел слова Андрея Вознесенского, который счел нужным написать: “Звезда Раймонда Паулса, вспыхнувшая в шестидесятые годы, в отличие от мимолетных комет, суверенно и пленительно сияет на музыкальном небосводе".

Вернувшись к теме поиска юных талантов, маэстро сказал, что он в принципе одобряет различного рода детские конкурсы. Но порой они проводятся нечестно, превращаются в кормушку для корыстных людей. Недавно они поставили самого композитора в неловкое положение. Он узнал от родителей, что за прослушивание певцов Паулсом нужно заплатить. И назывались приличные суммы, о которых Паулс ничего не знал, потому что их никогда не требовал.

Маэстро в роли декоратора

Два вопроса задал выдающемуся музыканту корреспондент интернет-портала Gorod.lv. Первый: как идет совместная с даугавпилсским театром работа над мюзиклом “Оливеретто”, к которому Паулс написал музыку, а известный поэт Янис Петерс – либретто? Скажем, что за постановку спектакля не взялся ни один столичный театр, и на то есть причины не только творческого характера, но и политические. Уж очень неоднозначен образ героя, прототипом которого стал поэт Ян Судрабкалн.

И второй вопрос композитору: каким будет на этот раз его статус в “Новой волне”, от которой рижанин открещивается каждый год, но все равно участвует?

- Работа в театре идет трудно, не я тому причиной. Либретто написано добротно поэтом Янисом Петерсом. Будет делом чести для режиссера и коллектива, если постановка увидит свет рампы, – ответил Раймонд Паулс.- О “Новой волне-2010” скажу, что моя роль на этот раз будет чисто декоративной. Знаете, будучи членом жюри, мне было тошно выслушивать упреки от самих молодых талантов, их спонсоров и любовников. Я устал пояснять им, почему тот или другой конкурсант остался без наград. Это тяжелая и неблагодарная миссия. Пусть ее берут на себя москвичи. Первый канал вбухивает в “Новую волну” огромные деньги, берет на себя организацию международного мероприятия, пусть и все остальное остается за россиянами. Я отвел себе скромную роль, какую назвал.

Комментировать 42