Не менять старые галоши на ношеные 67

Народным называется в латышском варианте движение "За лучшую Латвию", представители которого – сплошь бизнесмены – собрались вчера в районном Доме культуры, чтобы выработать стратегию деловых людей Латгалии на предстоящих выборах в Сейм.

Прозвучало – в основном из уст столичных олигархов – столько убийственной и аргументированной критики в адрес парламента и министров, что сидящий в зале депутат Сейма Виталий Айзбалт чувствовал себя неловко. И попросил оправдательного слова, которое ему дали под занавес более чем двухчасовой дискуссии о том, как нам спасти и обустроить Латвию.

От кого? От некомпетентного чиновничества высшего уровня, которое не уменьшается, несмотря на кризис, а множится, принимая такие решения, какие ведут страну в пропасть. Как это было прежде – в заложники Брюсселя.

Ивар Страутиньш, председатель совета Рижского молочного комбината и член совета работодателей, нашел такие оскорбительные слова для власть имущих и ЕС, что и цитировать страшно.

- О каком равенстве в семье народов Европы можно говорить, если латвийский крестьянин, все поколения которого кормили и поили латвийцев, получает за землю в несколько раз меньше, чем его коллега в других странах?- вопрошал бывший руководитель Латпотребсоюза. – Прорваться на рынок Запада со своей продукцией мы не можем, потому что нас туда не пускают под самыми надуманными предлогами. А взамен предлагают продукты, которые назвать такие можно только условно. Производители не дождались защиты от правительства и теперь сами решили выступить в поддержку кандидатур, которые прежде всего будут отличаться от нынешних рулевых профессионализмом, компетентностью, опытом хозяйствования в крупных масштабах.

Журналистам да и другим сидящим в зале хотелось узнать, кому конкретно подставят крепкое плечо и для кого откроют кошельки состоятельные люди. Но, оказывается, с этим нужно погодить, сказали руководители созданного на этом собрании члены координационного совета. Он, как было сказано, будет вести контроль за поведением депутатов Сейма, выдвинутых при содействии движения “За лучшую Латвию”. И если что, если усмотрят отклонение от генеральной линии движения? На этот вопрос ответа не было.

Блеснул ораторским даром и экономическими выкладками доктор технических наук и один из руководителей Латвийского инвестиционного комплекса Александр Милов. Если ему верить, то не надо было идти на поклон к МВФ и брать взаймы на кабальных условиях 7 млрд. евро, причем сразу же откладывать в резерв 2 млрд. евро вместо того, чтобы пустить их на развитие экономики и промышленности страны. Более того, оказывается, что если бы не безответственность правительства, затеявшего чехарду в своем составе, можно было бы получить те же 7 млрд. евро без процентов в первые годы вступления Латвии в ЕС.

Никто не учитывает особенности Латгалии и ее вековую депрессию ни в Кабинете министров, ни в Сайме. Этот посыл совладельца фирмы “Магистр” Юрия Доворецкого, кстати, тоже доктора технических наук, был поддержан предпринимателями Краславы, Резекне, Лудзы. Снизив налог на добавочную стоимость на товары, произведенные в восточном крае, уменьшив долю софинансирования для бизнесменов, участвующих в европроектах, можно было бы край сделать цветущим. Причем в течение пятилетки, вопрос только в планировании. Том самом, которое окрестили советским и предали анафеме. А получилось, что, не расставив приоритеты, правительство и парламент жили одним днем, не разработали дальне- и среднесрочную программы. В итоге мы оказались позади Литвы и Эстонии. Последняя, благодаря своим экономистам, к которым прислушиваются министры, входит с Нового года в зону евро. Нам до него далеко, потому что дефицит бюджета Латвии намного больше эстонского.

Как о золотом дне, говорили лудзенцы о природном богатстве Латгалии, – сапропеле. О нем, а не о строительстве ветряков и о малых гидростанциях, вырабатывающих дорогостоящее “зеленое” электричество, нужно проявлять заботу. Вместо этого вставляются палки в колеса предпринимателей, которые начали добывать ценное удобрение со дна болот промышленным способом. Зачем изымать прибыль в виде налога, если она еще не получена, зачем облагать налогом инвестиции? Об этом взывали к нынешним министрам латгальцы, готовые вложить свои средства в развитие добычи сапропеля.

О плохом инвестиционном климате в стране говорили и другие бизнесмены. Например, турок готов был построить в Риге терминал за 300 миллионов долларов, из которых 100 миллионов ушло бы на налоги. Но на отвод территории и разные согласования ушло столько времени, что турок передумал. Боязнь русского капитала привела к тому, что засохла труба нефтепровода “Дружба”. Приводились и другие примеры того, что Латвия становится приграничным пространством ЕС с Россией, на котором обитает все меньше народу. Настрой у бизнесменов боевой, программа-напутствие для депутатов разработана преотличнейшая. Осталось доверить ее реализацию людям, которые не берут взамен старых галош другие, но тоже изношенные. Вот только бы появились в Сейме и правительстве новые лица. Возможно из тех, что были в зале Дома культуры.

Комментировать 67