Награбленное фашистами хранится в музее 15

С требованием вернуть России две иконы XVI века размером в человеческий рост - “Иоанн Предтеча” и “Святой Никола Чудотворец” - обратились к правительству Латвии российские члены межгосударственной комиссии.

Они утверждают, что немецкими и американскими экспертами доказано: реликвии были вывезены фашистами во время войны из Псковского музея-заповедника и находятся теперь в Даугавпилсском музее. Примерная стоимость артефактов – от миллиона долларов каждый.

У святых нормальная температура

Обратившись к директору Даугавпилсского краеведческого и художественного музея Руте Гиптере, интернет-портал gorod.lv получил подтверждение тому, что названные иконы находятся в хранилище. Они покидали его несколько раз для экспозиции на международных передвижных выставках. И было это в советское время. Тогда же – в 1985 году – памятники древнерусской живописи реставрировались из-за своего почтенного возраста и еще потому, что неоднократно, как установили эксперты, переписывались.

Взглянуть на памятники, исполненные на узких досках – икону Святого Николы Чудотворца, чей размер 172 см на 60 см и на икону Иоанна Предтечи, размером 173 см на 59,5 см, нельзя.

- Их видели лишь немногие работники музея, – сказала  Рута Гиптере, – потому что раритеты находятся в специальной упаковке в помещении, куда вход разрешен только в исключительных случаях и только узкому кругу лиц, чтобы не повлиять на поддерживаемую там температуру и влажность. Можем дать вам черно-белые фотокопии икон и познакомим с их описанием.

По иконографии наш Иоанн Предтеча близок к одноименной иконе Успенского собора во Владимире, выполненной Андреем Рублевым в его мастерской в 1408 году. Святой изображен в короткой одежде, открывающей длинные тонкие ноги. В левой руке держит свиток, правую руку в молении подносит к склоненной голове. Святой Никола Чудотворец правой рукой благословляет молящихся, а левой рукой, покрытой легкой тканью, держит закрытое евангелие. Распахнутая ткань одежды делает фигуру святого массивной.

Как заключают искусствоведы, пропорции досок, сохраняющие силуэты древних образов, заставляют предполагать, что оба памятника были созданы мастерами, осваивавшими наследие рублевской эпохи. Скажем, что последующее детальное исследование уточнило не только датировку, но и выдающееся место памятников в истории древнерусской живописи.

Дар бесценный

На вопрос, как попали в музей древние образы, его руководитель Рита Гиптере показывает акт приемки икон. Он исполнен 13 июля 1982 года о том, что председатель общины старофорштадтской православной церкви Петра и Павла Заливский Валентин Никонович передал в дар музею две древние иконы, имеющие, как пишет хранитель музея, всесоюзное значение. И далее идет знакомое нам их описание.

О том, как попали памятники в храм, говорится коротко: ”Иконы, возможно происходят из Новгорода, спасены во время вывоза немцами в Германию”.

Побывавшая в 2007 году в музее по заданию межправительственной латвийско-российской комиссии начальник отдела департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры России Светлана Некрасова оставила запись, которая раскрывает закулисье затянувшихся на многие годы вопросов урегулирования спорных вопросов между Латвией и Россией в сфере культуры. Кстати, не менее легко идут и переговоры в сфере социальной, где в одном пакете оказались вопросы пенсий и оплаты целевых облигаций, и прочего, что кровно касается неграждан Латвии.

Итак, Светлана Некрасова, ссылаясь на архивные немецкие и российские документы, свидетельства жителей Псковской области, заключения экспертов, утверждает следующее. Что раритеты были вывезены гитлеровскими оккупантами из Псковского заповедника-музея. Эшелон с награбленным имуществом попал под обстрел в районе Даугавпилса. Скорее всего, это случилось во время бомбежек в районе Старого Форштадта. Часть содержимого, включая иконы, была спасена местными жителями и передана старофорштадтскому храму и хранилась там до момента передачи музею. Обратившись к отцу Иоанну, священнику церкви Петра и Павла, просили рассказать, как попали иконы в храм, кто тот Валентин Никонович Заливский, который преподнес раритеты музею с согласия, как мы выяснили, общины. Ни на один вопрос святой отец не ответил, он не знает истории временного появления выдающегося наследия, долгие годы занимавшего почетное место в иконостасе церкви. Отец Иоанн обещал установить все детали и подробности знаменательного периода в истории храма, которая оказалась почему-то забытой. Прихожане помогут восстановить реалии, которыми могут гордиться преемники веры.

Итак, члены комиссии установили, что эшелон с награбленным двигался в сторону Риги. Она была центром концентрации художественных и других ценностей, вывозимых с Северо-Запада России в Германию. Названия икон задокументированы интендантской службой фашистов, которые педантично сохранили списки и после войны, а потом попали в руки сначала американцев, а потом русских экспертов. Эти списки есть и в нашем музее.

Русских не пускать – не велено!

Как сообщает информационное агентство REGNUM, ссылаясь на Светлану Некрасову, та заявила, что Латвия до сих пор отказывается решать вопросы о возвращении культурного наследия, захваченного и вывезенного гитлеровцами с территории России. Латвия отказывается признать сам факт вывоза, несмотря на существующие неоспоримые доказательства. Латвия отказывается даже проверить наличие в стране российских ценностей культурного характера. И делается это для того, чтобы не рассматривать по существу требования России. Латвия также отказывается допустить для освидетельствования российских специалистов в Латвийский национальный художественный музей, где хранится оставшийся якобы анонимным портрет неизвестной женщины. Он идентифицирован, утверждают эксперты РФ, это известный по каталогам портрет Натальи Казнаковской, вывезенный оккупантами из Гатчинского музея.

Тем самым Латвия, как пишет REGNUM, продолжает нарушать принцип взаимности и категорически отказывается рассмотреть претензии к установлению и возвращению в Россию ее культурных ценностей украденных гитлеровцами и официально хранящихся в государственных собраниях Латвии.

Тем самым, как полагает REGNUM, Латвия де-факто признает себя собственником принадлежащих России ценностей, преступно вывезенных нацистами и политически разделяет с ними преступную ответственность. Россия в лице межправительственной комиссии будет и далее требовать исполнения законных требований РФ и возвращения ее культурных ценностей, в том числе и двух икон, хранящихся в Даугавпилсском музее.

Комментировать 15