Заслуженный артист в воде не тонет 15

Единственный двинчанин, кому за последние двадцать лет присвоили звание заслуженного артиста, – Сергей Клановский.

Это признание он получил в России, работая в Москве в театре киноактера. Он снялся в 27 фильмах. Сергею 48 лет, но выглядит он намного моложе – генетика хорошая, в чем вы можете убедиться, посмотрев на фото, сделанное на днях. А второй снимок сделан по просьбе самого Сергея, который уверял, что у его тела особая плавучесть, он может даже читать книгу, лежа воде. Даугавпилсские тренеры сразу оценили эту особенность юного спортсмена, но, он, тогда подросток, быстро и без усилий выполнив второй разряд, потерял интерес к плаванию. Потому что заболел театром.

Согласившись на интервью, Сергей сразу сказал, что кроме обычной цели: повидаться с мамой и старыми друзьями, отдохнуть от напряженных съемок и столичной суматохи, некоренного москвича привел в родной город еще предстоящий судебный процесс. Мама проходит там как потерпевшая от литовских мошенников, в поимке которых активное участие принял сам Сергей, бывший милиционер.

С этого этапа жизни выпускника Даугавпилсского железнодорожного техникума мы и начали разговор с Сергеем о его актерском пути.

- После армии желание стать артистом стало сильнее прежнего, я знал, что исполнение желания зависит от стремления человека, а судьба всегда дает на это шанс. И я его не упустил, – говорит Сергей, обнимая одной рукой маму, сидящую рядом на лавочке. – Родители знали о моих мечтах, но просили для дальнейшего устройства в жизни получить надежную специальность. Народный театр и любительская студия в Даугавпилсе – это одно, а кормить себя и семью – другое.

После службы в армии поехал в Москву, было это в начале лета. Прошел предварительное собеседование в театральном вузе, мне сказали, что гож, но нужно дождаться официальных экзаменов. Времени оставалось много, денег – мало. Общежитие в институте не светило, это сказали сразу. Побрел на вокзал, чтобы обдумать ситуацию. И здесь ко мне подошел человек в цивильном и спросил, кто я и откуда. Ответил, и получил предложение идти служить в московскую милицию. С предоставлением служебной квартиры, которая по прошествии лет станет моей. Надо только подписать договор. Что я и сделал. Решил, что ненадолго отодвинул свою цель. Имел ее в виду и тогда, когда столичная милиция отказалась расторгнуть контракт. И вновь подошел к желанной цели вплотную, когда сопровождал поезд, в котором ехал народный артист Алесей Баталов. Он вел курс во Всесоюзном, теперь Всероссийском, государственном институте кинематографии, попасть куда мечтают и теперь тысячи юношей и девушек, мечтающих о сцене.

В то время мне было уже 26 лет, я понял, что это мой последний шанс и что ничего случайного в жизни нет. Я был искренним, до конца откровенным, открытым в беседе с Алексеем Баталовым. Он увидел во мне талантливого человека, у которого возраст подпирает. И сделал исключение: пообещал взять меня на второй курс, который набрал и вел в своей мастерской. Оставалось пройти испытания, и мне это удалось. За первый курс мне пришлось сдавать дисциплины, которые в большинстве своем к будущей профессии имеют малое отношение. Дальше, как у всех: вечером и ночью работа водителем, днем – учеба. Получил диплом, поступил на службу театр киноактера, меня и семью стала кормить профессия. Предложений было много на том же Мосфильме. Актеры не бедствовали, хотя и пахали, как лошади. А в девяностых годах стало намного хуже, но профессионалы удержались.

Тогда же в детском спектакле “Щелкунчик” играл целых четырнадцать лет в тысяче постановок бессменно Принца вместе со Стриженовой и другими известными артистами. Театральные критики писали, что именно я был лучшим Принцем Москвы. Эта роль и другие, сыгранные мною, были основой для рекомендаций, которые дали мне видные деятели кино и театра после десяти лет работы на сцене для присуждения звания заслуженного артиста России. Чем и горжусь.

В руках Сергея появляется глянцевый журнал, пролистывая первые страницы которого видим Михаила Андреевича Суслова, главного идеолога КПСС, долгожителя ЦК. - Мы с Сусловым примерно одного возраста, когда я играл его в фильме “Дом образцового содержания” и в “Вольфе Мессинге”, – говорит Сергей. – Он тоже выглядел молодо, несмотря на возраст. Я не состарился за полтора года съемок. В России фильмы были приняты очень хорошо, родственники Суслова говорили мне об узнаваемости внешней и характера партийного функционера. Режиссер не окарикатуривал персонажей, правда жизни шла в картине рядом с художественной.

На вопрос, как актеру теперь попасть в картину и действительно ли нужны не талант, а деньги, причем большие, Сергей отвечает, что сегодня это так.

- Приходит актер или даже не актер, или его спонсор к режиссеру, говорит, что хочет попасть в камеру и него есть деньги, договариваются, и “Мотор!”, – говорит Сергей. – Я никому ничего не давал, стараюсь и во время перерывов между съемками зарабатывать деньги честно. Например, участвовать в аудиоспектаклях, которые затем тиражируются в дисках. Последние – “Олеся” Куприна, “Мастер и Маргарита”.

Возвращаемся к нашему театру, называю Сергею московского режиссера Михаила Мамедова, не раз приглашенного в Даугавпилс ставить спектакли.

- Признаюсь, что ничего не видел из того, что сделал Мамедов, но почему только он и никто другой? – говорит Сергей. – В Москве много талантливых и известных постановщиков, которые превосходят названного вами Мамедова. Но их не приглашают в Даугавпилс. Попытка понять, почему все замыкается на Мамедове, о котором в театральном мире Москвы, не говоря уже о России, не всякий знает? Моя попытка привезти в родной город группу популярных артистов или спектакль ничем не кончилась: мне предложили взять на себя все риски и расходы. Ну, знаете, с таким менеджерством и маркетингом далеко театр не уедет.

И, наконец, криминальная часть нашей беседы.

- В начале года моей маме позвонили и сказали, что во время съемок я упал то ли с лестницы, то ли с лестницей и моим голосом сказали, что я повредил автомобиль, – рассказывает Сергей. – Нужна тысяча евро, чтобы история не имела для меня нежелательного продолжения. Причем деньги требовались сразу. Наличными. Впрочем, что это я рассказываю, пусть мама сама скажет, как было.

- Голос был настолько похож на сыновий, что я его узнала, но смущало то, что он был немного глуховат, – говорит мать Сергея. – Спросила, что приключилось, Получила ответ, что при падении расшиб губу. И дальше просьба – дать требуемую сумму. Я и отдала молодому парню, который пришел вскоре после звонка. Потребовала от него расписку. Он ее написал тут же.

- А дальше, – перебивает мать Сергей, – я, как обычно, позвонил маме вечером и узнал о мошенничестве. Связался с вашими полицейскими, высказал несколько предложений по поимке негодяев. Помогла в быстром розыске и расписка, и точный портрет преступника, нарисованного со слов мамы. Представьте, мошенники орудовали в это время в Краславе, где тамошний житель узнал на улице того “деятеля”. В итоге десять гастролеров из Литвы были пойманы и посажены за решетку в ожидании суда. Кто-то из них или находящийся еще на свободе хорошо изучил мой сайт в Интернете, узнал адрес мамы, и разыграл ее на крупную сумму. Готовится судебный процесс, так что расплата близка.

Я не стал спрашивать у Сергея, откуда они узнали его голос и говорили так, что родная мама была сбита с толку: на сайте Сергея Клановского предлагаются диски с записью фильмов, где он снялся.

Комментировать 15