Латвию тушить некому 10

Если в Латвии произойдут масштабные лесные пожары, подобные российским, то тушить их будет некому. Нет ни достаточного количества людей, ни техники. В этой ситуации вся надежда на Финляндию, Белоруссию и Россию.

“Час” пообщался с главным латвийским пожарным Айнаром Пенцисом и разузнал, что нам делать, если страна загорится.

- Если в Латвии будут пожары наподобие российских, мы справимся? Страна-то у нас маленькая, но лесов много…

- Очень тяжелая ситуация уже сейчас. До кризиса мы планировали расширить службу несколькими десятками пожарных депо, и тогда мы бы смело могли потушить что угодно. Однако с обрезанием финансирования эти планы “потухли”. Однако недавно у государства появилась мысль возложить на ГПСС функцию тушения лесных пожаров. Причем голую функцию без дополнительного финансирования. Сейчас за пожары отвечает Государственная лесная служба. В ее распоряжении есть несколько старых пожарных машин и джипы с приспособлениями для пожаротушения. Из 400 лесных пожаров, которые были в прошлом году, ГПСС тушила только 86, остальное – лесники. Однако если на нас возложат все леса, придется трудно.

- Скажите, а насколько наши лесные нормативные акты, обеспечивают пожарную безопасность? Сейчас активно обсуждается вопрос о том, что причиной российских пожаров стала отмена старого лесного законодательства и уход за лесом был полностью возложен на собственников…

- У нас обязанность ухода и противопожарной обработки леса полностью лежит на собственниках. В частности, они обязаны создавать специальные полосы, проще говоря, песчаные просеки, которые препятствуют распространению огня. Если большие лесовладельцы еще более-менее соблюдают эти правила, то мелким собственникам дороговато нанимать трактор для того, чтобы распахивать лес. Однако беспокоит меня даже не это, а то, что современная застройка интегрирована в лес. Есть лесные проекты в Межапарке, Юрмале. Если лес загорится, то вместе с ним могут сгореть и обитатели этих домов.

- У Латвии есть необходимая техника для тушения крупных лесных пожаров? Пожарная авиация?

- Для этих целей мы можем задействовать ресурсы минобороны. Однако больше надежды у нас на международные договоры о взаимопомощи. Сейчас у нас есть такие договоры с Финляндией и Белоруссией. В 1992 году к нам прилетали несколько вертолетов из Финляндии – помогали тушить лесные пожары. У белорусов есть летающие танкеры, которые тушат пожары в лесу. После событий в России мы надеемся заключить такой договор и с этой страной.

- Как дела у ваших коллег, которые отправились помогать российским коллегам? Чем они сейчас заняты?

- С утра они уже тушили лес в 10 километрах от Павловского Посада. Им оставалось потушить два гектара. Россияне выделили им егеря и сотрудника МЧС, который координирует их деятельность с российскими службами. По поступившим вечером рапортам тушение идет хорошо. В их распоряжении самая современная техника, которая у нас есть, а люди там – одни из лучших! Я уверен: они справятся.

- Как вы оцениваете ситуацию в Латвии – у нас будет гореть?

- Ну пока Бог милует! В отличие от России, у нас иногда идет дождь, который увлажняет лес. От этого он куда менее горючий, чем в России. Дело в том, что там действительно аномальная жара, которая иссушает растительность и превращает ее в порох. Если бы у нас стояла непрерывная сухая жара, без дождей несколько недель, то пришлось бы бить в набат. Но сейчас ситуация контролируемая.

Комментировать 10