Гречку смели с полок 30

Панику вызвал неурожай в России и слухи о повышении цен. В торговых сетях — настоящий ажиотаж у прилавков, где лежит гречка и крупы. Во многих магазинах их скупили подчистую. Народ боится повышения цен вдвое, спрогнозированного торговцами. Но есть ли повод для ажиотажа?

Представитель компании Maxima Иварс Андиньш рассказал “Вести Сегодня”, что на прошлой неделе продажа гречки в их сетях выросла более чем вдвое. Сейчас во многих магазинах ее уже вообще не осталось.

— Цены на гречку не изменились, но поставщики пугают, что они вырастут, когда на полках появится гречка нового урожая. Это может быть в октябре. Пока же распродается старый.

Причиной подорожания продукта оптовики называют неурожай в России — основного поставщика гречки на рынки. Из экспортера она сама превращается в импортера.

— Мы ищем возможности поставки этого продукта и из других регионов, — продолжает г–н Андиньш. — Например, из Китая, где гречку тоже выращивают в больших объемах. Цена приемлемая, но слишком долгая транспортировка. Пять недель.

Мой собеседник надеется, что все же оптовики, поставляющие продукт в магазины, заинтересованы в конкуренции, в том, чтобы предложить товар по более выгодной цене и для сетей, и для потребителя. Поэтому они будут конкурировать друг с другом, а не держать одну цену.

Представитель торговой сети Rimi Зане Эниня сообщила “Вести Сегодня”, что все запасы гречки в магазинах Rimi и Supernetto практически раскуплены. Остались лишь отдельные виды в немногих магазинах: “Мы работаем с поставщиками из Латвии и Литвы и будем ждать новых поставок. Пока поставщики уверяют, что запасы иссякли. Тот, кто до последнего времени поставлял гречку — SIA Voldemars, — поднял закупочные цены на этот продукт”.

Руководитель Центра содействия сельскохозяйственному рынку Ингуна Гулбе пояснила “Вести Сегодня”, что не видит повода для населения паниковать и массово скупать мучные изделия. Во–первых, на всю жизнь не напасешься. В той же гречке со временем заведутся червячки. Во–вторых, если вырастут цены, то уж никак не вдвое, как пугают оптовики.

— Посудите, сколько нам надо ежегодно гречки? — говорит Гулбе. — Около 10 тысяч тонн в год. Цифра небольшая. В прошлом году мы сами произвели ненамного меньше и лишь 1300 тонн завезли из Литвы. Да, в России, откуда я только что вернулась с продовольственной выставки, много говорят о неурожае гречки и о возможном повышении цен на нее. Но к нам это не имеет прямого отношения.

А вот владелец торговой марки Valdo Валдемарас Валькунас считает, что рост цен на крупы и муку является результатом спекуляций, на которых кто–то хочет хорошо заработать. Оптовики скупают готовую продукцию, чтобы придержать ее на складах, а затем продать подороже. Нажиться на спекулятивных наценках постараются все — и магазины, и хлебопекарные предприятия.

Того же мнения и глава Совета по конкуренции Иева Яунземе. В интервью Dienas bizness она высказала мнение, что разговоры о предполагаемом росте цен на гречку — маркетинговый ход оптовых фирм. А народ попался. “Мы сами вскармливаем ажиотаж и спекуляции”, — говорит она.

Самое интересное, что выращиваемой в Латвии гречки хватило бы, чтобы прокормить страну. Одна загвоздка — не хватает мощностей по ее переработке. Как говорит директор крупнейшего в стране предприятия по переработке зерна RIgas dzirnavnieks Сандис Янсонс, в прошлом году латвийские крестьяне испытывали проблемы с реализацией гречки на местном рынке. Потому что в Латвии только одно предприятие по переработке ее зерен. А большая часть переработанной гречки ввозится из других государств.

Комментировать 30