«Обман!» – кричала жена композитора 11

От громкого неоднократно повторявшегося возгласа немолодой женщины "Обман!" вздрогнули спокойно стоящие в небольшой очереди за бюллетенями в избирательном участке N175, расположенном во Дворце культуры химиков.

Находившийся ближе всех к празднично одетой даме руководитель участка Янис Шкипарс подошел к ней и спокойно спросил, кто обманул избирательницу, говорившую попеременно то на латышском, то на русском языках. Повышенный до “крещендо” тон не стал ниже, посыпалась обида на всех и вся, что в бюллетене она не нашла самого достойного, с ее точки зрения, кандидата. Назвала его фамилию. Оказалось, что этот господин вообще не выставлял свою кандидатуру на выборах в Х Сейм. Об этом и сказали даме, которая на время оставила своего мужа в кабинке для избирателей. Когда он вышел оттуда, все узнали, что это известный в пределах Даугавпилса композитор Г., дирижер самодеятельных хоров. Мужчина явно уступал здоровьем жене, был безмолвен. А женушка напористо требовала от Яниса Шкипарса, чтобы тот устранил несправедливость, иначе она оставит бюллетени прямо на столе, не будет вбрасывать их в урну.

Ситуация была явно нештатной, к такой не был готов многоопытный в избирательных делах Янис Шкипарс, который старался в нескольких словах пояснить разбушевавшейся двинчанке, что не с ним, а с партией желанного К. депутата нужно было согласовывать, по какому округу выставлять того или иного кандидата. Но, сказав еще раз, “обман”, дама удалилась, уводя под руку мужа, чье состояние вызывало у удлинившейся очереди только сожаление. Кстати, если бы горожане делали свой выбор заранее, то не задерживались бы подолгу в кабинках. Отсюда и очереди. Аналогичный случай произошел на глазах журналиста на избирательном участке в университете. Знакомый мне мужчина средних лет, “афганец” долго искал кого-то в списке партии с высоким рейтингом, но не нашел. И с этим списком подошел к урне.

Выйдя вместе на улицу, услышал от Н. примерно то, о чем громко сообщила народу жена композитора, не соизволившая в течение длительного предвыборного времени познакомиться толком с законом о выборах, с многочисленными рекламными материалами. Могла, наконец, позвонить по бесплатному телефону в Центризбирком и узнать все, что хотела. Ничего не сделав подобного, спутница жизни композитора Г. устроила взбучку руководителю участка.

Мой же знакомый, которому импонирует в списке популярной партии О. , спокойно выслушал пояснения встретившихся нам супругам Поздняк. Заслуженные мелиораторы, имеющие на пенсии много свободного времени, рассказали внимательно слушавшему их Н., как действует закон о выборах в Сейм на формирование партийных списков. Наверное, было бы лучше и избирателям, и партиям, если бы популярные политики (в нашем случае речь шла именно о таком, покорившем сердца супругов латышей) значились в списках всех округов. Нам такой на этот раз не достался. Желающие отдать голос именно за него, могут поехать в округ, где он баллотируется, и сделать драгоценный подарок кандидату в депутаты и его партии. Эту рекомендацию не имел права дать громкоговорящей даме председатель участка N175. Но она сама могла бы это узнать задолго до выборов, а так произвела только шум. И в итоге лишила двух голосов – своего и мужа – партию, привлекшую особое внимание пожилой двинчанки.

Еще одно ЧП пытался устроить на том же участке мужчина в завидном возрасте, угрожавший напоследок кого-то расстрелять. Сказал он это уже на выходе, не обнаружив, наверное, боеприпасов, оставшихся, возможно, с 1937 страшного года.

Этот избиратель получил все 13 списков, конверт, расписался. Долго был в кабине, а потом вышел и заявил, что в конверте уже лежал список N. Гражданину сказали, что, в отличие от прошлогодних выборов в самоуправление, все присланные из типографии и разложенные там же в пачки бюллетени на этот пересчитывали и складывали члены участковых комиссий. Они перепроверяли друг друга. То же было и с конвертами, которые и тогда, и теперь избиратели часто забывают заклеить.

Проделав несколько нервных пробежек вдоль длинной очереди пожилых людей – молодежь, как обычно, явится во второй половине дня, после отдыха в ночных клубах – “расстрельщик” удалился, вбросив конверт в урну.

Активность даугавпилчан к полудню была относительно высокой – проголосовало 23,5 % избирателей, резекненцы обошли всех – почти 30% выполнили свой долг, оказавшись впереди всех в стране.

Комментировать 11