Брандс-Кехре: язык в Латвии стал идеологией 24

"Язык в Латвии стал идеологией!", — считает руководитель Латвийского центра прав человека Илзе Брандс-Кехре, которая вскоре займет должность директора бюро Верховного комиссара ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств.

"Я согласна с тем, что 20 лет назад латышский язык действительно находился в опасности, но сейчас я никакой опасности для него не вижу! Но, тем не менее, отношение осталось прежним — латышский под угрозой, его надо защищать. Латышский язык в Латвии сам по себе стал идеологией", — сказала Илзе Брандс-Кехре.

По ее мнению, знание латышского в Латвии очень часто воспринимается как критерий лояльности: говоришь по-латышски, значит, лоялен, не говоришь по-латышски — к тебе относятся с сомнением…

"Это очень интересно с психологической точки зрения", — отмечает эксперт.

Брандс-Кехре подчеркивает, что для Латвии характерна тенденция воспринимать людей как представителей общин: "У нас не принято, чтобы человек говорил о себе — я представляю обе национальности, у нас всегда существует давление — надо принадлежать либо к одной, либо — к другой".

"У нас всегда говорят о различных этнических идентичностях и национальных общинах. Но при этом каждому ясно, что вся риторика латвийских политиков на официальном уровне откровенно (или не столь откровенно) направлена на самое большое нацменьшинство — на русских", — считает Брандс-Кехре.

А объясняется это тем, что латвийские политики никак не могут отделить внутреннюю политику страны и людей, которые являются подданными Латвии и живут в Латвии, от истории, внешней политики и отношений Латвии с Россией.

"Это то, что не всегда высказывается вслух, но всегда лежит в основе практически всех высказываний по национальному вопросу. С этим связаны и определенные русофобские тенденции, и даже постоянные разговоры о том, что латышский язык находится в опасности. Это очень болезненный психологический фундамент, но болезнь надо вылечить", — говорит эксперт.

Комментировать 24