10 000 подписей будут салютом Победе! 36

В этом уверены члены республиканского общества «Родной язык» - инициаторы сбора подписей за придание русскому языку статуса второго государственного в Латвии.

В Даугавпилсе за неполную неделю нотариусы заверили около тысячи подписей граждан, среди которых особо крупной среди всех возрастов стала группа молодежи. Отрадно, что по национальной принадлежности подписанты относятся к представителям разных народов, включая и латышей. Высказывания людей, поддержавших инициативу лидеров левых партий Владимира Линдермана и Евгения Осипова, сводятся к тому, что в Латвии нужен второй язык – русский, на котором говорят национальные меньшинства. Их процент к титульной нации составляет более 40%, а в местах компактного проживания намного больше. В том же Даугавпилсе Латыши составляют менее 20%.

Вот как прокомментировал идею сбора подписей Евгений Дробот, представитель партии «За права человека в единой Латвии», которая материально не поддерживает кампанию, но всецело за нее:

- Приведу простой пример, который убедителен более, чем другие: как пожилому человеку узнать, что написано на рецепте лекарства, которое он приобретает в аптеке? Там на каком угодно языке, разумеется, и на латышском, в первую очередь, но только не на русском. В самоуправлении висят объявления, идет другая информация – и только на латышском. Как быть пенсионерам, которые уже не в состоянии выучить государственный язык? Да никак, терпеть и все. И это называется уважением к налогоплательщику, к европейской Хартии о региональных языках, которую парламент так и не принял. Так вот, в Хартии написано, что в тех местах компактного проживания национальных меньшинств, где их более 20%, их язык должен быть официальным языком. То есть, такой, на котором ведется образование в обычных и в профессиональных школах, на котором пишутся топографические названия, который используется наряду с другими языками. То есть, наряду с госязыком могут использоваться еще несколько.

Но Хартию Сейм не принимает, хотя наша партия ставила этот вопрос на обсуждение, проводила кампании по сбору подписей, собирала их, но дальше дело не шло. ЕС смотрит на эти шалости властей Латвии как на нечто простительное.

Мы выступали за придание статуса официального для русского языка, а не второго государственного потому, что не хотели затрагивать национальные чувства латышей. А теперь, когда русских детей лишают права на получение образования на родном языке, создали для того предпосылки в виде 10 000 подписей национально озабоченных титульных граждан, то последовала ответная реакция. Мы ее поддерживаем, члены ЗаПЧЕЛ получили рекомендации участвовать в кампании.

Я смотрю на финал акции оптимистически, верю, что до референдума дело дойдет. Но потом нужно собрать десятую часть голосов всех избирателей, это примерно 150-160 тысяч голосов. Там будут сложности. Но то, что теперь люди четко заявили свои позиции и активно ставят свои подписи, – это радует. Не думаю, что эта кампания задумана для того, чтобы выпустить перегретый пар, что кампания вроде предохранительного клапана. Это, на мой взгляд, убедительная демонстрация воли значительной части латвийского народа, и не заметить ее Европе никак нельзя. Последствия обязательно будут. Причем на пользу государству, которое не может долго оставаться двухобщинным, а правительство – мононациональным.

Комментировать 36