Энтузиасты бесплатно детям не нужны 14

Не укладываются и в новую концепцию развития детского и юношеского досуга предложения пенсионеров, готовых бесплатно заниматься с юным поколением.

Стучатся энтузиасты в Думу, в центр «Яуниба», в молодежный отдел – разработчик упомянутой концепции. Судя по ответам, какие получил и автор этой корреспонденции, кружок радиоэлектроники чиновникам не нужен. Иного мнения дети, которые с удовольствием ходили в тогда еще ремонтируемый Дворец культуры. В одну из шести комнат военный пенсионер Алексей Леонтьевич Гузик принес все, что нужно для работы кружка. Купил за свои деньги паяльники, понижающий трансформатор, чтобы соблюсти правила техники безопасности, которую чтил с первого дня преподавания в высшем военном училище. На своей машине доставил разные радиодетали, приборы измерения. Начались увлекательные занятия, с которых дети приносили домой дедушкам и бабушкам много полезных приборов. Например, зарядные устройства батарей и аккумуляторов для измерителей кровяного давления.

Когда радиолюбители оставляли комнату, приходила очередь любителей сочинять стихи, писать рассказы. На одно такое занятие пришла нынешняя зав. отделом молодежи Думы  Иева Тейкмане. Она прервала занятие, на котором присутствовали и родители детей, вызвала Алексея Леонтьевича Гузика и строго отчитала его. За самовольство, за захват комнаты.

- Позвольте, я всю жизнь только и делал, что действовал в рамках дозволенного приказом, законом, – оправдывался подполковник в отставке, защитивший кандидатскую диссертацию по психологии и более известный в литературных кругах тем, что является членом Союза писателей и Латвии, и России. Более двухсот девочек и мальчиков – в основном из социального дома – написали и издали с помощью Гузика свои книжки. – Мне разрешил заниматься руководитель досугового центра Владимир Сверчкаускас.

Тот день был последним у кружка радиоэлектроники. Его закрыли по ненадобности чиновников. Теперь, когда на несколько лет вперед разработана программа по содержательному досугу, а не просто время препровождению в тех же центрах отдыха, которые с 1 июня окажутся под крылом «Яунибы» после ликвидации (а скорее – преобразования молодежного отдела), казалось бы, наступило время стариков –бессребренников. Но не тут-то было.

- У нас могут работать оплачиваемые преподаватели с соответствующим образованием, по утвержденным программам, знающие в совершенстве латышский язык, а то, что вы предлагаете, – это не для нас, – сказала  Айна Янсоне. – Пусть идут в Думу, получают лицензию и занимаются, сколько им угодно и где угодно.

И сколько бы ни говорил автор этой корреспонденции, что если предложение отставников (которые ничего не требуют, кроме нескольких часов для занятий в помещениях уже действующих периферийных центров, где нет технических кружков) не укладывается в привычные рамки организованного детского досуга, то можно найти иные официальные формы общения детей и опытных преподавателей. Так действует под руководством Алексея Гузика и совета родителей детей творческий клуб «Родничок». Писатель ознакомил с новой технической программой бывшего мэра Риту Строде, которая обещала дать путевку в жизнь идее неугомонных военных пенсионеров. Но, видно, дальше кабинета бывшего мэра программа не пошла, копия ее осталась у Гузика. Он показывал ее чиновникам разных мастей, но те оставались равнодушны. То ли свои дети у них выросли, то ли чужие не вызывают симпатий.

Еще один пример. Первый в Даугавпилсе мастер спорта по боксу Игнат Шимкун, который и теперь входит на ринг как судья, предложил свои бесплатные услуги коллегам. Получил отказ. Пошел в польскую гимназию к директору г-же Граве и сказал, что есть у него желание заниматься с учениками боксом или обучать защите от нападения. Зал у школы есть – в нем, принадлежавшем некогда локомотиворемонтному заводу, занимался сам Игнат, ныне пенсионер. Директор сказала, что ни к чему бокс и прочее: заняты учебой дети.

Вчитавшись в новую концепцию, автор понял, кем она будет наполнена реальностью. Такие бескорыстные люди, как Игнат Шимкун, и отымут у улицы пацанов, у которых кулаки чешутся. Таким был Владислав Трепша, хулиган, а позже бронзовый призер чемпионатов СССР. Но не востребован Игнат, не ищут его разработчики проекта.

Забытым остается энтузиаст железной игры Олег Путанс. Сколько десятков детей и подростков занимались у него в клубе микрорайона химиков. Помещение первого этажа девятиэтажки было уставлено тренажерами, изготовленными руками Олега, сварщика высокого класса. С известных времен спортзал отдали под мастерскую. Начались скитания неприкаянных и никому не нужных любителей силовых упражнений. Кончилось все тем, что неформалов выставили из подвала социального дома, а после ремонта не пустили. Несмотря на то, что позаниматься на тренажерах и покачать силушку спускались в подвал дети обитателей социального дома и соседнего кризисного центра. Не тот был статус у Олега – неопределенный. И сегодня остается таким. Закрылась бесплатная качалка, а ходить пацанам в другие – денег нет. Остается улица, куда вытолкнули несколько десятков подростков. И уж как они там себя ведут, можно просить у полиции.

В общем, для организации содержательного досуга детей и подростков нужны энтузиасты. Они есть. Бескорыстные. Но спроса на них нет. Их предложения не принимаются. Настаивать на том, что принесет очевидную пользу городу, пенсионеры не могут. Воспитание не то. Но, услышав в очередной раз, что потребность в наставниках молодежи все же есть, обращаются к журналистам.  

Комментировать 14