Владимир Линдерман: Народ против экспертов 16

Люди, которых принято называть экспертами, скептически оценивают перспективы сбора подписей за присвоение русскому языку статуса государственного. Вот несколько характерных цитат.

«Особенно больших плюсов для русскоязычных я не вижу. В коммерческом и частном секторе больших проблем с применением языков нет и сейчас… Единственная группа, которая может выиграть, — это часть пенсионеров, плохо владеющих латышским языком». Это мнение Марии Голубевой, исследователя общественно-политического центра Providus.

Ей вторит Роберт Килис, глава Комиссии стратегического анализа при президенте ЛР: «Практическую выгоду могла бы получить только та часть русскоязычных, которые не в состоянии выучить латышский язык».

Медиаэксперт Сергей Крук честно признается: «Я не знаю, что нужно русским Латвии. Однако предыдущие 20 лет показали, что вопрос о статусе русского языка был не особенно важен».

Все эти высокомерные кабинетные рассуждения говорят только об одном: страшно далеки господа эксперты от народа. Пока они отвлеченно рассуждают, народ ломится в нотариальные конторы, желая поставить подпись за русский язык. За неполных три недели собрано почти 3 тысячи подписей. При таких темпах нам хватит двух-трех месяцев, чтобы поставить точку (точнее, большой восклицательный знак!) на первом этапе подготовки референдума. Напомню, что Райвису Дзинтарсу на сбор 10 тысяч подписей потребовалось больше года. Как говорится, почувствуйте разницу.

Слово «народ» я употребил не случайно. Подписываются представители всех социальных групп, независимо от материального достатка и служебного положения. И независимо от уровня знания латышского языка.

На прошлой неделе организаторы сбора подписей встречались с журналистами возле одной из рижских нотариальных фирм. Среди тех, кто пришел заверить подпись, я увидел знакомую преподавательницу латышского языка. Она из «старых» русских, уровню ее владения латышским могут позавидовать многие латыши. Все члены ее семьи тоже свободно говорят по-латышски. Никаких языковых проблем на бытовом уровне у нее нет и быть не может. Что побудило ее поставить подпись? Ау, господа эксперты!

Вы забыли, что людьми двигают не только мелкие эгоистические (шкурные) интересы. Двадцать лет унижения русского языка, который как минимум для 40% жителей Латвии является родным, не прошли даром. РОДной — слово того же корня, что и РОДина. Постоять за РОДНОЙ язык — вот главный мотив людей, выстаивающих очереди к нотариусам.

Эксперты будут посрамлены. Они не понимают, что борьба идет не только за языковой комфорт (хотя и за него тоже). Не комфорт, а честь поставлена на карту. Мы не рабы, мы не второй и не третий сорт в этом государстве, и мы это докажем.

Комментировать 16