Войны вне эфира

Накануне новой предвыборной кампании политики "футболят" законопроект о радио и телевидении

В понедельник Ассоциация вещательных организаций распространила заявление, в котором выражает возмущение тем, что правящие партии умышленно тормозят рассмотрение в Сейме нового законопроекта о радио и телевидении.

Действующий закон вещатели находят окончательно устаревшим, а в проволочках винят политиков. Последние немедленно отреагировали на камень в их огород и вокруг нового закона разразился настоящий скандал.

Депутаты быстрого реагированияК работе над новым законопроектом представители латвийских вещательных организаций совместно с подкомиссиями Сейма, общественными организациями и при участии Национального совета по радио и телевидению (НСРТ) приступили еще в конце 2003-го. “Прозвучавшие в последнее время высказывания министра финансов О.Спурдзиньша и заместителя председателя НСРТ А.Беркиса свидетельствуют о том, что ни политики, ни госучреждения, ни надзирающие инстанции не заинтересованы в упорядочении теле- и радиоиндустрии и продвижении соответствующего законопроекта. Выходит, что политическая элита не желает развития демократических, независимых и конкурентоспособных масс-медиа”, — говорится в заявлении. Депутаты отреагировали молниеносно: уже вчера было распространено сообщение, что после жарких дебатов Комиссия Сейма по правам человека и общественным делам обещала в ближайшее же время начать продвижение законопроекта к рассмотрению в Сейме. Товарищ председателя комиссии Аугуст Бригманис (СЗК) пообещал представителям электронных масс-медиа, что продвижение нового закона в Сейм более не будет задерживаться. Однако, принимая во внимание приближение летних каникул парламентариев, маловероятно, что проект нового закона будет принят раньше осени.

Свежо предание, да верится с трудомПрезидент Ассоциации вещательных организаций Зигмар Лиепиньш тоже сомневается в скорейшем принятии закона. “Вот если бы это заявляла Народная партия — другое дело. А кто такой Бригманис? Маленькая деталька большой мозаики, очередной ход в шахматной игре”, — уверен Лиепиньш. По просьбе Телеграфа г-н Лиепиньш объяснил суть проблемы. Он рассказал, что электронные масс-медиа — одна из сфер, где наиболее стремительно развиваются технологии, поэтому условия предпринимательской деятельности в этой области тоже быстро меняются. А закон, эту деятельность регулирующий, был принят еще в 1995 году. “Тогда мало кто пользовался Интернетом, мы практически не знали, что такое электронная почта, и так далее”, — напомнил Лиепиньш. Соответственно, нормы, прописанные в законе десятилетней давности, устарели, и предприниматели ожидают, что государство установит для них определенное “поле для игры”, где у всех игроков будут равные условия. Сегодня, по мнению Лиепиньша, так называемые общественные, а фактически государственные средства массовой информации имеют другие — и гораздо более выгодные — условия, нежели коммерческие. Те из них, что принадлежат государству, получают от него субсидии. Следовательно, у госканала себестоимость одной единицы рекламного времени ниже, чем у “частника”, для которого продажа рекламного времени является основным и практически единственным источником существования. В прессе не раз освещались скандальные факты, как на госканалах используют сложившуюся ситуацию, продавая “кому следует” рекламное время за копейки. “Как нам с ними конкурировать?!” — восклицает Лиепиньш и поясняет, что новый закон в том числе призван регулировать и равноправие.

Подспорье для выборовФактически вместо одного старого закона разработано два новых законопроекта: общего закона о радио и телевидении и закона об общественном радио и ТВ. Таким образом, в новом варианте получение лицензии на вещание больше не будет зависеть от надзирающей инстанции — ныне эти функции выполняет НСРТ. А значит, частным радиовещателям не надо будет бояться, что их постигнет судьба Юрия Журавлева и в худшем случае все их инвестиции в радиобизнес пойдут коту под хвост. “Какое право имеет НСРТ судить и наказывать нас? Это же абсолютно нечестно”, — считает Лиепиньш. “НСРТ является держателем государственных долей капитала Латвийского радио и телевидения, то есть их владельцем. Посудите сами: если бы владелец одной из латвийских газет наказывал по своему усмотрению другие издания! Полный абсурд! И это — еще одна причина, почему мы протестуем против старого закона”, — обосновал свою позицию Лиепиньш. Почему же продвижение законопроектов тормозится? По словам Лиепиньша, полтора года назад состоялись “тяжелые роды” нового законопроекта в подкомиссии Сейма. Но случились политические перемены, и власть перешла от Нового времени к “народникам”. В этот момент и было решено, что закон практически готов и надо бы его отдать на рассмотрение министерств. На этом процесс и затормозился. В той или иной степени оценка министерств была нормальной, за исключением последнего отзыва. Его автором был министр финансов Оскар Спурдзиньш. "Он написал абсолютно кретинский текст, из которого следует, что либо он ничего не соображает в этих делах, либо опять начинаются политические игры и в ходе предвыборной кампании закон будут “футболить”, — подчеркнул Лиепиньш.

Комментировать