А дело Упитиса живет… 7

Не принято говорить об умерших плохое, но Латгальский окружной суд на этой неделе и вот уже пять лет недобрым словом поминает Андриса Упитиса, бывшего исполнительного директора Думы, куда рекомендовала военного пенсионера-авиатора тогдашний мэр Рита Строде. Она же по чести, с цветами провожала Андриса Упитиса, зная, что на него заведено уголовное дело.

И на этот раз судебный процесс не завершился, хотя слушается с 2007 года. Рассмотрение отложено до осени из-за болезни одного из адвокатов затянувшегося процесса. Обвиняемые – рижский миллионер Владимир Одеров и его напарник по многим криминальным делам с топливом – даугавпилчанин Валерий Васильев. Это он способствовал афере, когда в 2004 году в результате конкурса по поставкам тепловым сетям Даугавпилса топлива. Тогда ключевым игроком был Андрис Упитис, который не только умело составлял условия конкурса под определенного претендента, но и заставлял обремененные по сей день долгами теплосети покупать топливо без конкурса. Причем по повышенным ценам.

Тогда же ревизионная комиссия, куда входил нынешний депутат Думы  Петерис Дзалбе, вскрыла преступление и доложила Рите Строде. Однако папка с обличающими Андриса Упитиса и компанию бизнесменов доказательствами лежала без движения в столе градоначальницы. Иначе отреагировало на акты ревизии Бюро по борьбе с коррупцией: в канун праздника 8 марта в Думу прибыла команда вооруженных людей в черных масках, они буквально ворвались в кабинет Упитиса, надели на него наручники и заставили открыть сейф. Упитис сослался на то, что ключа у него нет: потерян. Срочно нашли в Даугавпилсе специалиста по открытию старинных сейфов, который потратил немало времени, чтобы дверца стального ящика открылась. Содержимое сейфа изобличало владельца кабинета настолько, что его водили в туалет через заполненный посетителями коридор под конвоем и в наручниках. Все это происходило на глазах у Риты Строде, однако она проводила своего наперсника людно и красиво.

А в это время Валерий Васильев уже допрашивался следователями по поводу того, как его фирме удалось стать победителем в малоизвестном конкурентам конкурсе на поставку отработанного трансформаторного масла и мазута муниципальным теплосетями. И другого товара – битума ПЖКХ. Манипулировать ценами помогал исполнительный директор Упитис, который владел так называемой инсайдовской информацией и щедро делился ею с Васильевым. А тот, разумеется, с Одеровым. В итоге в выигрыше были все, но особенно – названные бизнесмены. В материалах следствия есть записи телефонных разговоров Упитиса с его партнерами, которые уничижительно отзывались о просьбах исполнительного директора оплатить его счета за телефон, дать денег на бензин, покрыть мелкий денежный долг. Получается, что бывший заместитель полка по технической части ВВС СССР не представлял себе масштабы доходов новых русских. Или был скромен, прекрасно отдавая себе отчет, что может наступить день «Х». Или, что тоже можно считать достоверной версией: за спиной Риты Строде военный пенсионер чувствовал себя совершенно спокойно, кто-то давал ему гарантии неприкосновенности. Когда крутятся миллионы, безопасность обеспечивается не в Даугавпилсе. Но на этот раз не сработало, и крайним оказался Андрис Упитис, горячо рекомендованный на должность исполнительного директора Ритой Строде, мэром. Ею двигало, как всегда, бескорыстие, желание сделать добро городу, где она сделала головокружительную карьеру от комсомольского секретаря до главы Думы.

И только один раз в деле со многими эпизодами взяточничества фигурирует приличная для нефтебизнеса сумма – 2800 латов. Якобы Одеров при помощи Васильева передал Упитису взятку такого размера. Это конкретно за то, чтобы фирма Одерова OVI поставила 100 тонн отработанного масла теплосетям. Упитис не проводил конкурс, а просто устно приказал купить товар у OVI.

В Даугавпилсе во время усердного исполнения своего трудового долга Андрисом Упитисом то и дело возникали автозаправки фирмы Magvejs. Оптовыми поставками горючего занималась фирма Dinaburga nafta, у которой таможенники конфисковали 1,7 млн кг дизельного топлива. Валерий Васильев был директором этой фирмые, которая получила административное наказание за неправильное оформление документов на тот груз. Его оставили на хранение у фирмы Васильева.

Спустя какое-то время, когда расследование еще не было закончено, Служба госдоходов разрешила продать топливо, так как Васильев пожаловался, что несет большие расходы по хранению. Валерий Васильев продал груз по цене 11 сантимов за килограмм. Вот только деньги, которые полагались СГД по договору, перевел лишь частично, уплатив около 20 000 латов. Как считает обвинение, 211 236 латов он присвоил и растратил.

В Верховном суде рассматривается уголовное дело, где Валерий Васильев, Владимир Одеров и еще 8 человек обвиняются в крупной контрабанде нефтепродуктов, отмывании денег на сумму более 1 млн. латов и подделке документов.

Судом первой инстанции Владимир Одеров был приговорен к 5 годам и 1 месяцу тюрьмы, с частичной конфискацией (отнять яхту «Элия»). Валерий Васильев, полностью признавший свою вину, получил 4 года тюрьмы, с частичной конфискацией имущества (у него решено забрать 500 долларов и 175 латов).

 

Комментировать 7