Михаил Губин: Ошибка президента 2

На днях с небывалой пышностью отметили 80-летие первого и последнего советского президента М.С.Горбачева. Причём, как вы знаете, это происходило в Лондоне и, как утверждали очевидцы, вышло далеко за рамки светского мероприятия. Суммы не разглашаются, но по подсчётам британской прессы, аренда помещения, гонорары артистов и прочие организационные расходы составили около трёх миллионов фунтов стерлингов.

 

Бывшего генсека ЦК КПСС пришли поздравить звезды кино, шоу-бизнеса и спорта. Даже Арнольд Шварценеггер из Калифорнии прилетел. В Москве, как известно, Михаил Сергеевич отпраздновал свой юбилей скромно, а вот в Лондоне собрал полный Альберт-Холл – одну из самых дорогих и престижных концертных площадок.

-"Почему именно Лондон?", – спрашивали журналисты.

-"Потому что именно в Лондоне находится Альберт-Холл. Это одно из любимых его мест", – отвечала внучка Горбачева Ксения.

Российские блоггеры, с присущим им цинизмом, даже начали предполагать, что похоронят Горбачева тоже в Лондоне, на Вестминстерском кладбище. И даже обсуждали, какая могла быть эпитафия: «Всё, регламент» или «Раиса Максимовна в курсе»?

Концерт был объявлен благотворительным. Хотя журнал «Форбс» все равно спрашивал: «Не было ли лондонское празднование дня рождения Горбачева слишком пышным?».

Можно понять, почему Горбачев выбрал для празднования юбилея заграницу — там всё-таки его гораздо больше любят, чем на родине. Понятно, почему именно в Лондоне. Ведь первым из западных лидеров, кто понял, что «с Горбачевым можно иметь дело» стала Маргарет Тетчер. Кроме того, она была по-женски неравнодушна к Михаилу Сергеевичу.

Как вы знаете, праздник юбиляру хотел испортить старый диссидент Буковский. Он обратился в Вестминстерский мировой суд с требованием арестовать Горбачева. Обвинив его в кровопролитиях в Тбилиси, Баку и Вильнюсе в 1989-1991 годах. Суд отклонил это обращение.

Никто из латвийских официальных лиц Горбачева с юбилеем не поздравил. Хотя именно благодаря ему стало возможно восстановление латвийской независимости.

Но и на привлечении Горбачева к суду Латвия тоже не настаивала. Хотя именно его войскам отважные добровольцы и противостояли в так называемые баррикадные дни. Он ведь был главнокомандующим.

Считается, что независимость нам Горбачев дал, но как бы нехотя. В результате упорной многолетней борьбы латышского народа. Хотя известно, что и президент Буш-старший, и лидеры ведущих стран Европы тоже тогда были против латвийской независимости. Но их в этом сейчас никто не укоряет.

На мой взгляд, трагедия Горбачева и в том, что он был последним советским руководителем, который верил латышам. За что и поплатился.

До него, как все знают, латышей очень любил Ленин. Латышские марксисты произвели на него большое впечатление еще в 1900 году. Он доверял латышским стрелкам свою охрану, внимательно относился к их проблемам, слушал их песни. Даже зубной врач у Ленина был латыш.

Сталин латышам не доверял совсем, а остальным вождям вполне хватало одного латыша – Арвида Яновича Пельше. По прозвищу "совесть партии" – он руководил Комитетом партийного контроля.

Горбачев как стал генсеком, так вскоре приехал в Ригу, встречался с оставшимися красными латышскими стрелками. Но больше надежд возлагал на современных ему латвийских руководителей. И в целом на Прибалтику как лабораторию перестройки.

Казалось, что латыши отвечали ему взаимностью. Ведь Народный фронт Латвии поначалу назывался "Движение в поддержку перестройки". Но это была латышская хитрость, которую прекраснодушный Горбачев понять не мог.

Он надеялся, что Латвийская ССР покажет пример, того, как можно замечательно жить в обновленном Советском Союзе. И, конечно, очень обиделся, когда балтийские республики отплатили ему неблагодарностью. По воспоминаниями бывшего посла в Москве Яниса Петерса, Горбачев неоднократно упрекал его в этом.

"Я уверен – писал народный поэт Петерс в своих мемуарах – что русские реформаторы 80-90х годов в силу разницы менталитетов не способны были понять, что латыши, литовцы и эстонцы не могут жить в политически и социально интегрированном союзе с многочисленными нациями советского пространства… Народы Балтии уже нашли подходящую для себя западноевропейскую модель…".

Нашли-то, нашли, но сразу об этом не сказали. По крайне мере, Горбачеву. И даже наоборот. Например, интервью председателя НФЛ Дайниса Иванса в "Комсомольской правде" осенью 1988-го называлось "Об отделении не может быть и речи"…

Горбачев видел в латышах союзников по перестройке, верил им, но те использовали демократизацию советского режима в своих целях. И выбрали в союзники Ельцина. Которого тоже потом, конечно, обманули, но это уже другая история.

В общем, так. Сейчас, когда Горбачева чествовали в Лондоне, в глазах Запада он выглядел и навсегда остался человеком, который не только разрушил берлинскую стену и "империю зла", но и дал свободу угнетенными народам. В том числе, и Советской Прибалтики.

И странно, что ему к юбилею не вручили Орден Трех звезд. Заодно бы и проверили, обижается он еще на нас. Или уже простил.

Комментировать 2