Чип, чип, мои ягнята! 4

Позади бессонные  мартовские и апрельские дни и ночи, когда в сутки удавалось прикорнуть  на два- три часа, и теперь, когда  все   72 овцы  принесли 129  ягнят, Ванда Крастыня, ее муж и два молодых  родственника  могут отдохнуть.

- Это самые тяжелые  дни в году, но они будут кормить нас все остальное время, – говорит Ванда, недавняя рижанка, бывший работник Минземледелия, финансист,  а теперь фермер  в Илукстском  крае, один из руководителей кооператива «Латвия айта». – Осенью отправим ягнят  в Германию, оптовому покупателю,  который живет  вблизи Берлина. Получаем  за животное 45-60 латов, из которых примерно половина – прибыль. Сейчас голова болит о том, чтобы зарегистрировать в течение 21 дня приплод, приобрести для каждого ягненка  два номера, как для автомашины. Один – латвийский знак, а второй – чип –миниатюрный электронный  носитель информации, чтобы можно было экспортировать  живой товар. Стоит такая штука в ЕС один евро, а у нас его можно приобрести в пять раз дороже. Ищем варианты, чтобы уменьшить расходы, резко увеличить  объемы продукции, спрос на который ограничен только нашими возможностями. В этом мы убедились,  побывав за свой счет, в отличие от чиновников Минземледелия, в  Германии, Бельгии и Голландии. Налаживали связи самостоятельно через Интернет, но более – через знакомых.  Так надежнее.  Деловые контакты имеют отличную перспективу, хотя мы поначалу сомневались в том, что найдем на европейском рынке свою нишу.  Она есть и далеко не заполнена,  качество мяса нашей темноголовой латвийской овцы оказалось предпочтительнее, чем товар из Новой Зеландии.

Ванда Крастыня рассказала, что она провела  реконструкцию старой фермы, позаботилась о приобретении механизмов. Точно так же поступили и другие члены кооператива, у каждого из которых в стаде  от 100 до 130  овец. Корма заготавливают сами, обходясь, в основном,  сеном и сенажом, благо свободных покосов много.

Будучи финансистом, Ванда помогает кооператорам-фермерам оформлять многочисленные документы, которых у зарубежных коллег намного меньше. Бывшая рижанка уверена в перспективности овцеводства даже если оно приносит прибыль на производстве мяса, а  на шерсть и шкуры нет спроса.  И еще Ванда Крастыня считает, что успех во многом был предопределен правильным выбором названия кооператива – «Латвияс айта» – «Латвийская овца».  На Западе Латвия становится все узнаваемее благодаря таким, как  владелица крестьянского хозяйства Ванда Крастыня. 

Комментировать 4