Диагноз: паралич чиновников 26

Телепрограмма канала LNT «Голос народа», показавшая 21-летнего инвалида, поступившего из центра обслуживания «Калкуны» в клинику П. Страдыня заморенного голодом, с пролежнями не оставила никого равнодушным.

В комментариях латвийцы и живущие за рубежом требуют самого сурового наказания для персонала центра, который довел Вика – так зовут пациента – до критического состояния. Досталось и 40-летней Янине – матери парня – инициатору драматического показа, которую обвиняли в том, что она ни разу за почти два года не позвонила ни ему, ни в центр, наведалась к сыну, помещенному не по ее воле в калкунский центр в декабре 2009 года.

На следующей неделе собираются приехать с проверкой различные комиссии – от Минблагосостояния, под чьим патронажем находится центр «Калкуны», где содержатся 160 инвалидов, до полиции и инспекций – здоровья и защиты прав детей.

Побывав вчера в центре обслуживания, увидели его директора Скайдру Казанову и ее подчиненных в смятении. Единственного на всех больных детей и взрослых пациентов лечащего врача искать не нужно было: его нет, объявление висит на интернет-доске центра занятости больше месяца, но желающих получать 320-420 латов за адскую работу не находится.

Доктор Людмила Голунова, участник программы, работавшая последней в центре, комментировала кадры съемки, сделанной в больничной палате, где лежит мальчик. Его кормят с помощью зонда. Показали и пролежни у ребенка в области коленного сустава. Не надо быть медиком, чтобы утверждать: это следствие плохого ухода. Нужен был массаж, физиотерапия, лечение.

- Все это мы и делали, это зафиксировано в журналах назначений, которые делала та же доктор Голунова, а в этом журнале отмечалось, что было сделано, кем и когда, – показывала журналы директор центра. – И если бы доктор Голунова хоть раз сказала мне, что ее назначения, указания не выполняются, то я бы взяла вину на себя. Но этого не было, зато докладные на г-жу Голунову на своеобразное исполнение ею своих прямых обязанностей составили целую стопку. Минблагосостояния провело проверку, и г-же Голуновой пришлось уволиться. Если не быть медиком и не знать последствия прогрессирующего детского церебрального паралича (ДЦП)и еще шести болезней юноши, то показанные пролежни произведут впечатление и каждый может поставить диагноз: халатность социальных работников. Тогда уточним время появления пролежней, с которыми мы боролись постоянно: с 10 августа пациент находится в клинике. Трех дней достаточно, чтобы пролежи появились. Причем не там, где были отмечены нами при госпитализации.

Скажем, что мама Вика отказалась от него давно, а когда сын стал совершеннолетним, то ему понадобился опекун. Маме, у которой есть еще и дочь, первой сделали предложение. Она его приняла. И, повторим, только один единственный раз приехала в центр, когда Минблагосостояния предупредил ее, что по финансовым причинам часть детей, в том числе и ее сын, переводится в больницу. Не в П. Страдыня, в другую, но мама сама устроила ребенка туда, куда захотела. Центр дал спецтранспорт, доставка прошла благополучно.

Не беремся говорить, видела ли мать Вика больных ДЦП в возрасте ее сына. Мы познакомились с некоторыми из них. Вес – 20-22 килограмма, кожа обтягивает кости. Мать Вика назвала его, привезенного в больницу, скелетиком. Тощими донельзя выглядят и оставшиеся в центре. Морят ли их голодом или кормят этих особых детей не так усердно, как требуется, пусть это установят комиссии из экспертов. Если замечала д-р Голунова, что персонал социальных работников относился к работе преступно халатно, то была обязана ради детей довести это не только до руководителя центра обслуживания, но и до Минблага, наконец, полиции. Она открыла теперь уголовное дело против персонала по заявлению матери Вика.

Мы уже упоминали, что поиски педиатра для центра остаются безуспешными. Причем можно с уверенностью прогнозировать, что надолго. И сегодня в центре вспоминают добрым словом доктора Малкину, которая отработала здесь пять лет. Ушла, потому что Минблаг пересмотрел зарплаты, которые были подняты у администрации и сильно снижены у врача, прочих работников, на которых ложилась основная нагрузка.

- Объем работы огромный, ответственность высочайшая, контингент особый, можно было посвятить ему остаток своей жизни, но на что кормить семью? – говорит Антонина Федоровна Малкина, чей профессионализм высоко ценят в детском отделении региональной больницы.

Эрготерапевт центра Татьяна Таксияна несколько лет до приезда в Латвию работала пять лет в Германии, где и училась, в похожем пансионате. Первое что она сказала было: «Моя бы воля, я всем здесь дала бы по ордену». Татьяна без страха, но с волнением ждет комиссий, собрав всю документацию о назначениях для больных и выполнении заданий для соцработников, для двух физиотерапевтов. Выделено в общем массиве записей все, что делалось для Вика. Цикл массажей, занятия с физиологами на тренажерах. Все расписано по часам, отмечено состояние больного.

- Можно ли было добиться большего, занимаясь с Виком, которого терпеливо кормили, а вовсе не морили голодом, не уверена, – говорит Татьяна Таксияна.

Напомним, что опрошенные телекомандой «Голоса народа» медики выразили мнение, что состояние Вика связано с последствиями его прогрессирующего заболевания. Тут хорошо бы прозвучало объективное мнение врачей клиники, где находится юноша, но то ли они решили не участвовать в скандальной передаче, то еще по каким причинам. Их заключение будет решающим в ходе расследования, которое обещает быть недолгим.

Можно задаться вопросом, что заставило мать Вика сделать несчастье сына достоянием республики, и получить ответы в многочисленных комментариях интернет-сообщества. Есть и советы руководству: искать спонсоров, которые могли бы, например, заплатить 36 тысяч латов за памперсы, которые понадобятся до конца этого года.

Уже теперь ясно, что если Минблаг оставит нищенскими зарплаты соцработникам и единственному врачу центра обслуживания, то не только Вик, но и всех остальных детей-инвалидов придется распределять по больницам. Но ведь и они финансируются скупо, и потому обделенными останутся и взрослые, и дети.

Комментировать 26