Предчувствие Москву не обмануло

Награду на кинофестивале получил российский фильм

ХХVII Московский международный кинофестиваль (ММКФ) назвал победителей. Общее предчувствие зрителей и критиков не обмануло, победа в виде статуэтки “Золотого Георгия” досталась Алексею Учителю за фильм “Космос как предчувствие”. Второй год подряд на фестивале побеждает российское кино.

Учителю вернули долгС фильмом Учителя была связана одна из главных интриг конкурсной программы ММКФ, по традиции не претендующей на откровения, но в этом году чуть более сильной, чем обычно. Во-первых, в мировом контексте победа на Московском кинофестивале пока не воспринимается как серьезное достижение, а вот для российского режиссера она значит немало. Во-вторых, Москва в последний момент отвоевала “Космос” у “Кинотавра”, что подчеркивало особый статус фильма. В-третьих, фестиваль был перед Учителем в долгу — два года назад его “Прогулка” на ММКФ не получила ничего, а скандальная реплика директора программ Кирилла Разлогова (мол, фильм не соответствует фестивальному уровню) спровоцировала тогда болезненную реакцию режиссера. Были у “Космоса” и неоспоримые кинематографические козыри — сценарий известного драматурга Александра Миндадзе, операторская работа Юрия Клименко, обладающего уникальным даром живописной динамики, саундтрек, сочиненный Леонидом Десятниковым, благодатная тема (любовный треугольник на фоне начинающейся “оттепели”, всеобщее ожидание полета в космос, секретные учения в центре подготовки космонавтов), хорошие актеры в главных ролях (Евгений Миронов и “фоменки” Евгений Цыганов и Ирина Пегова). Как водится, российские критики восприняли отечественный фильм не без упреков — писали о надуманности сюжета, о старательности, заменяющей живое дыхание, об актерских самоповторах (любовную линию Пегова и Цыганов уже разыгрывали в “Прогулке”), о притянутой за уши хронике с Гагариным и т.п. Однако жюри решило наградить фильм единогласно.

Призом “Серебряный Георгий” за лучшее исполнение мужской роли награжден иранский актер Хамид Фаранеджад, сыгравший в антивоенной притче “Левой, левой, левой!”. Лучшей актрисой и обладательницей “Серебряного Георгия” стала болгарка Весела Казакова за роль в фильме “Украденные глаза” о болгарских турках, которых во времена Живкова подвергли ассимиляции. “Серебряный Георгий” за вклад в мировой кинематограф еще на открытии фестиваля был вручен венгерскому режиссеру Иштвану Сабо. А на церемонии закрытия чествовали легендарную Жанну Моро, получившую специальный приз “За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С.Станиславского”.

 

Скандинавское оледенение“Серебряный Георгий” за лучшую режиссуру достался датчанину Томасу Винтербергу, снявшему фильм “Дорогая Венди” по сценарию Ларса фон Триера. Действие этой ленты разыгрывается в условных декорациях американского Среднего Запада. Чтобы развлечь себя, подростки из американской глубинки организуют общество поклонников старинного оружия, нянчатся с пистолетами и дают им ласковые имена (главный герой называет свой маузер Венди), но ограничивают себя правилом — не пускать оружие в ход. По мере того как герои совершенствуют навыки стрельбы и накапливают знания о сквозных ранениях, в зрителях крепнет уверенность, что дело кончится плохо и фильм станет очередным выплеском заочной ненависти Триера к Америке, хоть и слегка романтизированным режиссурой Винтерберга. Наградами отмечены еще два скандинавских фильма конкурса. Депрессивная, по отзывам критиков, “Вечная мерзлота” Аку Лоухимиеса о безнадеге существования финских лузеров была награждена Специальным призом жюри, а шведская “Гитара-монголоид” примерно на ту же тему (зарисовки о бессмысленной жизни скучающих обитателей Гетеборга — подростков, подвергающих вандализму каждый встречный велосипед, взрослых, которые, напившись пива, играют в русскую рулетку) удостоилась приза ФИПРЕССИ за провокационность. Многие рецензенты даже заметили, что тягостная атмосфера этих картин отчасти объясняет, почему чистенькие и благополучные скандинавские страны лидируют по количеству самоубийств в мире.

Минимализм побеждаетЧто характерно, в этом году недофинансированный государством ММКФ попытался откреститься от гламура, сделав ставку на реализм и минимализм — последнее направление очень актуально в мировом кинопроцессе. Поэтому и в программы смотра попало сравнительно мало эстетских картин (тут первенство, конечно, за “Чемоданами Тулса Люпера” Гринуэя), но много фильмов, предельно экономных в выразительных средствах, правдоискательских и социально острых. Основная их часть была собрана в разделе Петра Шепотинника “8 и 1/2 фильма”, рассчитанном на киногурманов, — “Дитя” Дарденнов (каннские лауреаты сами представляли фильм в Москве), “Последние дни” Гаса ван Сэнта, “Вера Дрейк” Майка Ли, “Проклятие” Джонатана Кауэтта (снятое за копейки автобиографическое кино, в основу которого автор — нью-йоркский гей — положил домашнее видео). Что касается русских фильмов, то в них, по мнению рецензентов, ставка на реализм (понятый в шестидесятническом духе как гуманное отношение к маленькому человеку) себя не оправдала — яркий пример провала духовно озабоченного кино — мелодрама “Дура” об актрисе, похоронившей творческие амбиции ради ухода за психически больной сестрой. Зато самые бредовые истории рассказывали о современной российской действительности порой убедительнее. Среди них — “Пыль” режиссера-любителя Сергея Лобана, запредельное кино о толстяке, который на пять минут обрел формы культуриста, а затем вернулся в собственное тело, но уже с полностью снесенной крышей. “Пыль”, участвовавшая в альтернативном конкурсе “Перспективы”, отмечена дипломом жюри российской критики “за эксперимент над телом героя и языком кинематографа”. А главный приз в этом конкурсе получила американская картина “Как девушки Гарсия провели лето” — разговорная секс-комедия, ставшая хитом последнего Сандэнса.

Комментировать