В чем виноват Данила Назаров?

Процесс приватизации в Латвии продолжается, хотя и кажется, что приватизировано уже все возможное. Но многие скептически смотрят на возможность обзавестись собственностью. Может они и правы, так как в законах несколько нюансов не учтено, к тому же существенных. Например, не предусмотрена ответственность за дальнейшее обслуживание совместной собственности. Последствия понемногу начинают "всплывать", и суду, вероятнее всего, работы хватит. Такой пример наблюдается в Дагде, где разногласия между владельцами понемногу перерастают в серьезный конфликт.

В одной лодке, но в своей норе

Построенный в 1970 году трехэтажный дом является в Дагде единственным многоквартирным домом, у которого оборудована своя котельная, поскольку после ликвидации молочного завода, откуда поставлялось тепло, пришлось думать об альтернативном источнике. Подключиться к центральной котельной, которая отапливает остальные дома, возможности не было, поэтому пришлось строить свою котельную.

В подвале были установлены два котла. Эту централизованную в доме отопительную систему используют все квартиры, кроме одной — 10-й, в которой проживает пенсионер, бывший учитель Данила Назаров. Он уже много лет назад решил отказаться от центрального отопления, нелегально отсоединив радиаторы и сложив в квартире дополнительную печь. Конечно, за отопление он не платит, но остальные счета оплачивает своевременно.

Жильцы остальных 17 приватизированных квартир с действиями Данилы не согласны, считая, что все расходы по обслуживанию дома нужно покрывать вместе. Соседи не довольны также и построенным им сараем для хранения дров, который, по их мнению, портит общий вид двора.

Последний конфликт возник в связи с приобретением нового водяного насоса для отопительной системы, который жильцам обошелся в более 200 латов. Собственник 17-й квартиры Леон Пельник, который в свое время отказался стать старостой дома и в состав правления тоже не входит, сейчас активно участвует в решении хозяйственных вопросов, поскольку, по его мнению, правление дома пассивное. Он утверждает, что собственник 10-й квартиры Назаров не только незаконно отключил радиаторы, но и пользуется горячей водой, которая подается раз в неделю (по субботам), не платя за это, а кран снял только для вида.

Специальная комиссия, в составе которой были инспектор Краславского районного строительного управления, планировщик окружающей среды Дагдской гордумы, участковый, обследовав квартиру Назарова, в акте подтвердила, что использование горячей воды не блокировано, а квартира обогревается стояками в комнатах, поэтому правление дома вправе требовать от Данилы плату за отопление и воду.

Районное стройуправление порекомендовало жильцам в течение 2 месяцев легализировать или же снести находящиеся во дворе нелегальные постройки — это не только сарайчик Назарова, но и один гараж и беседка, и подумать о строительстве общего сарая. В свою очередь участие Назарова в оплате используемого тепла посоветовали решать в порядке, предусмотренном законом.

Л. Пельник написал проект решения правления дома, в котором говорится, что Назаров в течение 2 месяцев добровольно должен возместить потери тепла за последние 4 года, а в случае отказа этот ущерб правление взыщет в судебном порядке. В свою очередь в своем открытом письме правлению дома Л. Пельник отказался платить за отопление, пока правление не взыщет сумму за эту же услугу и с Назарова, поскольку “все мы в одной лодке”. По его мнению, правление должно действовать активнее, но у старосты дома не хватает смелости бороться с Назаровым, который не скупится высказывать в адрес остальных “ласковые слова” и угрозы, а во время очередных разборок даже распространил листовки о “введении комендантского часа в доме и расстреле в случае неповиновения”.

Бывшая староста дома Екатерина Вишневская рассказывает, что Назаров ее назвал бандиткой, хотя она сама еще во времена колхоза участвовала в строительстве этого дома, чтобы получить квартиру. И она убеждена в том, что все расходы по обслуживанию дома нужно распределять честно. Хотя и за теплую воду с человека в месяц собирают только лат, по ее мнению, сосед пользуется водой бесплатно.

Пусть решает суд

Узнав, что приехал репортер, Д. Назаров впустил меня в квартиру, закрыв дверь прямо перед носом Л. Пельника и Е. Вишневской — столь очевидна неприязнь между соседями. Посредником между бунтарем и жильцами являлся истопник Янис, которого одного Назаров пускает на порог.

Стены комнат бывшего учителя русского языка и литературы, бывшего завуча украшают репродукции картин известных авторов, вырезанных из журналов советских времен. 74-летний мужчина плохо слышит, но понимает причину визита и со своей стороны просит помощи добиться справедливости. Он рассказывает, что 33 года он здесь жил в мире и согласии, пока сюда не явилось несколько новых соседей, которые подстрекают старых жильцов. Платить за отопление, которым он не пользуется, Назаров категорически отказывается, к тому же оно ему не нужно, поскольку не обеспечивает “необходимым теплом столь старого и больного человека”.

В свою очередь отопительные трубы он в свое время отключил с разрешения руководителя коммунального хозяйства. Назаров показывает обрезанные трубы и утверждает, что теплой водой он не пользуется. И он не доволен действиями соседей, например, построенными заборами и разрытой улицей, поэтому свой сарай он ни в коем случае не уберет.

Назаров считает, что конфликт начался из-за его телевизионной антенны, которая 20 лет никому не мешала до того момента, как соседу “с нее начало капать на голову”. “Пусть подает в суд, если хочет! Это моя собственность, и согласно Сатверсме никто не вправе вмешиваться!”

Руководитель Дагдской гордумы Виктор Стикут отметил, что самоуправление в этом вопросе ничего не может сделать, поскольку дом приватизирован, и все определяет управление дома, которое и должно решать этот конфликт и вероятнее всего — через суд. По его мнению, законодательство по поводу приватизации жилищ и их дальнейшем содержании несовершенно, допущено много ошибок, которые можно будет исправить только через суд.

Подобные проблемы имеются не только в Дагде, но и по всей стране. К сожалению, представление о частной собственности, по мнению руководителя самоуправления, сложилось довольно уродливое, — жить каждому в своей норе в цивилизованном мире невозможно. В. Стикут считает, что ошибку допустило и самоуправление, не определив для дома условия дальнейшей его эксплуатации.

Конструкция построенного в советские времена дома не позволяет оборудовать отопительные стояки в обход квартиры Назарова, поэтому враждой ничего нельзя добиться, а нужно искать возможность договориться. Но, кажется, что отношения между соседями настолько накалены, что зимой в этом доме будет тепло и без отопления. А тем временем Л. Пельник думает воспользоваться предложением юриста и решать проблему в суде.

Комментировать