Янис Плепс: Какие обязательства налагает присяга на депутата 7

Депутат парламента, вступая в обязанности депутата Сейма, в соответствии с 18-й статьей Конституции, дает следующее торжественное обещание: "Вступая в должность депутата, я перед лицом латышского народа клянусь (торжественно обещаю) быть верным Латвии, укреплять ее суверенитет и латышский язык как единственный государственный язык, защищать Латвию как независимое и демократическое государство, выполнять свои обязанности честно и добросовестно. Я обязуюсь соблюдать Конституцию Латвии и ее законы".

Торжественная клятва депутата была внесена вместе с поправками к Конституции 30 апреля 2002 года. Соответственно, присяга и внесенные в некоторые другие статьи Конституции соответствующие изменения укрепили конституционное значение латышского языка. Председатель ответственной за это Юридической комиссии Сейма Линард Муциньш на заседании Сейма четко обозначил цель этих поправок к Конституции, а именно: "в поправках вместе с внесением соответствующих изменений закрепляется статус латышского языка как государственного".

Таким образом, укрепление латышского языка как государственного при внесении текста присяги в Конституцию было сознательной целью законодателя.

Политическая ответственность

В конституционном праве присяга и торжественные обещания высших государственных служащих – это не только формальность или пустая церемония. Комментируя внесение в Конституцию торжественной клятвы депутата Сейма, член президентской Комиссии по конституционному праву Мартиньш Митс еще в то время признал, что "это обещание означает следующее: депутат заявляет, что он будет представлять основные ценности граждан Латвии". И это налагает определенную юридическую ответственность: если депутат не приносит присяги, то он не получает депутатского мандата.

Соблюдение торжественной клятвы связывает депутатов с политикой. Если после принесения присяги депутат действует с ней вразрез, то его проступок не может получить юридическую оценку и депутат не может быть наказан за это. Как отметил в своей статье Митс, "это обещание не является основанием для оценки деятельности депутата, и то, насколько честно он выполняет свои обязанности. Но у избирателей это право есть всегда. И это также демонстрирует работу механизма ответственности. [..] Обещание основывается на честности каждого депутата. При вступлении в свою должность, депутат должен согласиться с основными принципами присяги и продемонстрировать, что он будет их выполнять. Это и есть дух и миссия данной клятвы".

Следовательно, введенная в Конституцию торжественная клятва никак не связана с юридической ответственностью депутата. В Конституции и Регламенте Сейма не включена процедура импичмента, которая бы позволила констатировать юридическое нарушение присяги и установить правовую ответственность за это – потерю мандата.

Торжественная клятва накладывает на депутата парламента обязанность и действовать соответственно. Вместе с этим стоит напомнить о политической ответственности депутата за свои действия, включая и нарушение присяги, что контролируют его избиратели. Если депутат действует неприемлемо для избирателей, не выполняет данных обещаний, то они вполне могут на предстоящих выборах наказать его и не выбрать повторно.

Для определения нарушения присяги может также служить и процедура нарушения депутатской этики, описанная в 179 статье Регламента Сейма.

При обсуждении вопроса нарушения депутатской клятвы не следует забывать, что депутат также является просто человеком, права которого в соответствии с Конституцией и международными соглашениями Латвийское государство обязано соблюдать.

В практике Европейского суда по правам человека был такой случай, когда суд определил, что текст присяги основан на Библии, и это нарушает права человека на свободу вероисповедания.

Это лишь свидетельствует о том, что в обсуждении возможного нарушения присяги и его последствий не должн быть потерян человеческий фактор, что может привести к судебному разбирательству и констатации возможного нарушения прав человека.

*Янис Плепс – эксперт по конституционному праву, лектор, докторант Кафедры теории и истории права Латвийского университета

(Žurnāls "ir". Перевод Mixnews.lv)

Комментировать 7