Эксперты отрицают геноцид латышей 10

Коммунистическая власть не делила жертв на русских и латышей. Такое мнение в интервью программе "Разворот" на радиостанции Baltkom высказала историк Татьяна Фейгмане. По ее словам, бытует мнение, что под репрессии попали лишь представители латышской нации. Однако в действительности, как раз наоборот, первые репрессии в 1940 - 1941 годах коснулись по большей части русских.

"Для коммунистической власти национальность жертв была несущественна. Под репрессии попадали люди всех национальностей. Можно точно сказать – процент репрессированных русских был не меньше процента русских от населения страны, а может даже больше", – отметила историк.

Она напомнила, что процент репрессированных русских в 1940-1941 годах доходит до 22%. Это бывшие белогвардейцы, а также так называемый социально опасный элемент.

"Причем эти термины трактовались очень широко. Например, участие в белогвардейских организациях. Да, были нелегально работавшие организации, как Братство Русской Правды, Русский Обще-Воинский Союз, в последний годы Народно-трудовой союз российских солидаристов, но были и легальные организации – "Русское национальное объединение" или Русский учительский союз. Их представители также оказались в числе репрессированных", – сказала Фейгмане.

Историк добавила, что с появлением советской власти жители независимой Латвии охотно соглашались сотрудничать с новыми правителями. За что впоследствии горько поплатились.

"Ситуация парадоксальная. Люди не понимали реальной ситуации. Они надеялись, что благодаря сотрудничеству, своему хорошему поведению, им это зачтется, репрессии их не коснутся или им разрешат выехать за границу. Ведь тот же Улманис до последнего надеялся, что он уедет в Швейцарию, но выехал в другом направлении", – отметила Фейгмане.

Историк особо подчеркнула, что русские деятели поначалу даже обрадовались – восстанавливается русская национальная власть. "К сожалению, многим из них пришлось поплатиться, и они оказались в ГУЛАГе", – заключила Фейгмане.

Юрист и один из лидеров общества "Родной язык" Илларион Гирс делает еще более громкие заявления. На его взгляд, в Латвии осознанно культивируется русофобия среди латышского народа. В интервью порталу mixnews.lv Гирс заявил, что коммунистический геноцид в Латвии – это один из лживых мифов в поддержку латышской этнократии.

"Массовые депортации имели место во многих республиках СССР, но государственно представлять их теперь геноцидом есть ничто иное как пропагандистская ложь, которую непросвещенная масса народа воспринимает за правду", – заявил юрист.

Гирс также напомнил, что Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (изданная 9-го декабря 1948 года) описывает под геноцидом действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

"Депортации же в ЛССР производились с целью борьбы против инакомыслия вне зависимости от этнической принадлежности репрессированных лиц, поэтому объективно в СССР латыши никакому геноциду не подвергались", – пояснил Гирс. Поэтому он считает неверной формулировку Дня памяти коммунистического геноцида, который в Латвии отмечается 25 марта.

С утверждением Гирса отчасти согласен и юрист Алексей Димитров. При этом он добавил, что это не умаляет преступления, совершенные коммунистическим режимом.

"На тему Дня памяти коммунистического геноцида было достаточно много юридических публикаций. Сами по себе репрессии не соответствуют пониманию геноцида, которое есть в Международной конвенции о геноциде 1948-го года. В изначальном проекте конвенции было написано, что помимо уничтожения по этническому, расовому и религиозному принципу, геноцидом называется уничтожение по политическому принципу. СССР тогда настоял, чтобы этот принцип был исключен. На самом деле, грамотная юридическая квалификация репрессий, которые происходили в СССР, указывает, что это не геноцид, а преступление против человечности. Что, естественно, не меняет крайне негативного отношения к тем репрессиям", – сказал эксперт.

Димитров добавил, что в латвийском Уголовном кодексе геноцид имеет более широкое описание, нежели в европейском. Однако, по его словам, окончательную точку в вопросе о коммунистическом геноциде поставит Европейский суд по правам человека.

 

Комментировать 10