Владимир Соколов: в ожидании суверена 5

Пока латвийская политическая элита, а также европейские и прочие международные инстанции не обратили внимание на репрессивную природу института неграждан, латвийскими «неграми» может заинтересоваться Россия - как правопреемница СССР.

Заглянем в историю. К первым договорам, которые касались регулирования статуса национального меньшинства, относятся Оснабрюкский и Мюнстерский договоры 1648 года, заключенные в рамках Вестфальского мира после кровопролитной тридцатилетней войны. Проблемы меньшинств нашли отражение в генеральном акте Венского конгресса от 28 мая 1815 года, который подвел итог наполеоновским войнам. Однако решение проблем нацменьшинств в то время было прежде всего политическим, экономическим - стратегическим вопросом, решение которого зависело от интересов и настроения стран-победительниц. О правах человека и других гуманных порывах тогда речи не шло.

На протяжении ХХ века по итогам двух мировых войн распадались старые и возникали новые независимые государства. Что, в свою очередь, породило множество кровавых межэтнических конфликтов. К концу ХХ века сложилась более или менее стройная система защиты прав нацменьшинств на основе общепризнанных международных документов - деклараций, конвенций и хартий. Был создан ряд международных организаций, осуществляющих мониторинг и контроль над исполнением этих документов.

В их основу положены права человека и принципы гуманизма. Именно в этом коренное отличие от предыдущего этапа защиты меньшинств, который предусматривал наличие достаточно могущественного суверена, заинтересованного в оказании покровительства тому или иному меньшинству.

Современное мироустройство, в котором права человека являются базовой ценностью, не предусматривает коллективной вины. Это аксиома. В этом контексте появление института неграждан Латвии можно рассматривать как акт коллективного наказания. Ведь лишение сотен тысяч людей политических и части экономических прав было основано не на судебном решении, а на политическом, которое, в свою очередь, обосновывалось историческими выкладками.

Таким образом латвийские неграждане - это не просто юридический институт, а социальная группа, наказанная политиками за преступления, которые никто из этих людей конкретно не совершал. По сути, неграждане являются политически репрессированными (от латинского repressio - наказываю, подавляю). Но любое даже самое бессмысленное наказание имеет срок.

Правозащитники, и наша организация том числе, многократно обращались во все латвийские, европейские и прочие международные инстанции по факту существования массового безгражданства в контексте нарушения прав и свобод человека, вносили конкретные предложения по исправлению ситуации.

К сожалению, приходится констатировать: на неграждан Латвии современные нормы по правам человека и универсальные принципы гуманизма почему-то не распространяются.

Неужели придется вернуться к старому принципу влиятельного суверена? Неграждане Латвии в основном являются бывшими гражданами СССР, правопреемницей которого выступает современная Россия. Таким образом, у Российской Федерации есть законное основание и даже обязанность интересоваться и нести ответственность за положение этой категорией населения ЛР. Как бы не расценила это официальная Латвия.

 

Комментировать 5