В. Рыбников: Нужен ли городу спидвей, комментировать не возьмусь, так как буду необъективен 22

В следующем году такой зрелищный и захватывающий вид спорта как спидвей отметит в Даугавпилсе свое 50-летие. В честь этого события в Даугавпилсе с большой вероятностью пройдет этап чемпионата мира по спидвею «Speedway Grand Prix». Решение поддержать это мероприятие 26 июля приняли депутаты городской думы.

Так как наш город известен спидвейными традициями, местное самоуправление в рамках своих возможностей старается софинансирвоать спидвейный клуб, которому в теперешние времена приходится активно работать не только для того, чтобы вырастить хороших гонщиков, но и для того, чтобы найти средства на обеспечение тренировочного процесса.

Несмотря на все сложности, спидвеисты Даугавпилса, доказав свое мастерство, в этом сезоне получили право участвовать в гонках плей-офф за 1-4 места чемпионата Первой польской лиги по спидвею. О том, как сегодня живет спидвей в нашем городе, портал Gorod.lv беседовал с членом правления спидвейного клуба “Speedway Grand prix of Latvia” Владимиром Рыбниковым.

- Владимир, расскажите, каков на данный момент бюджет клуба, и хватает ли имеющихся средств на развитие спидвея в Даугавпилсе?

- Бюджет общества “Speedway Grand prix of Latvia”, куда входит команда «Локомотив», составляет чуть более 500 тысяч латов. Сюда входит и обеспечение работы детской спортшколы, и финансирование сборной Латвии, которая участвует в чемпионатах мира и Европы, и сама команда «Локомотив», которая участвует в Первой польской лиге.

Бюджеты спидвейных клубов, в том числе и Даугавпилсского, во всем мире не являются секретом, они постоянно публикуются, поэтому я могу сказать, что бюджет клуба Даугавпилса - один из самых низких бюджетов Первой польской лиги. Каждый год суммы наших доходов и расходов разные и зависят от результатов спортсменов. Так как учредителем клуба является Даугавпилсская дума, она и софинансирует деятельность клуба, однако это финансирование составляет не более 20-25% (около 150 тысяч латов в год) бюджета клуба.

В 90-е клуб был частным, я его создал, я сам его и финансировал. За 20 лет уровень спидвея, соответственно и финансирования, вырос в раз 10. Клуб был подарен городу, который сейчас финансирует лишь одну четвертую затратной части. Остальные средства клуб привлекает извне.

- Насколько сложно сейчас найти спонсоров, и на каких условиях они готовы выделять деньги на спорт?

- Просто так денег сейчас никто не дает. Финансирование происходит на основании рекламных контрактов, которых еще надо добиться. В результате иногда приходится «латать дыры» со своего кармана, несмотря на это уже который год подряд клуб заканчивает с убытками. Так, в 2009 году убытки клуба составили 127 434 лата, в 2010 — 1 730, в 2011 — 49 220 латов. И в этом году мы предполагаем, что дефицит бюджета составит около 70 тысяч латов.

Выживать тяжело, когда мы знаем, что гарантировано получим лишь 25% бюджета. Здесь хочу сказать спасибо болельщикам, которые дают 80-85 тысяч в год. Также спасибо моим товарищам, в том числе Валерию Шидловскому, которые помогают личными деньгами. А чтобы заработать остальные деньги в нашей небогатой Латвии нам приходится хорошо поработать. Стоит отметить, что, несмотря на сложности, мы выплачиваем нашим гонщикам все гонорары, и у нас нет таких долгов, которые грозят нам банкротством.

- Получается, что клуб работает с убытками уже несколько лет? Что по этому поводу думают проверяющие финансовую деятельность госструктуры?

- Учитывая то, что клуб является обществом, т.е. бесприбыльной организацией, мониторинг со стороны СГД осуществляется постоянный. Недавно в течение нескольких месяцев проходила очередная проверка, о результатах которой доложено думе.

- Мы знаем, что сейчас походит депутатская проверка клуба, и что там фигурирует некая фирма «Spīdvejs».

- Фирма «Spīdvejs» кроме названия не имеет никакого отношения ни к клубу, ни к спидвею, как виду спорта. Это коммерческая структура, которой принадлежит АЗС. Фирме принадлежит земля за стадионом, со стороны улицы Гродняс, где находится заправка и стоянка. Часть земли, принадлежащей городу, фирма арендует. Заправка существует более 20 лет, такой же срок и договору на аренду земли. А по депутатскому запросу мы предоставили все необходимые документы.

- С доходной частью все ясно. Расскажите, а каковы основные статьи расходов клуба?

- Основная статья расходов (около 50%) — это зарплата гонщикам, которая выплачивается на основании годовых контрактов. Размер заработка определяется рыночными ценами, в соответствии с которыми гонщики получают за каждое заработанное очко. Гонщик хорошего уровня в первой лиге за одно очко получает по 300 евро и за сезон может заработать около 80 тысяч латов. Получается, что в Даугавпилсе самоуправление выделяет средства лишь на содержание двух гонщиков.

Остальные средства уходят на содержание и обслуживание техники и финансирование работы спортшколы, где для занимающихся детей и техника, и форма предоставляется бесплатно. Мы такие единственные в Европе, но в Даугавпилсе другого выхода нет, ведь родители просто не могут купить ребенку мотоцикл стоимостью около 10 тысяч евро. Более того, двигатель мотоцикла нуждается в капитальном ремонте после 3-4 гонок, что тоже стоит немало, а одна тренировка обходится в 3-4 тысячи евро. Но, несмотря на то, что спидвей такой дорогой вид спорта, мы регулярно обновляем свою технику.

- Говоря о расходах, Вы не коснулись арендной платы за стадион, где происходят тренировки и соревнования, и коммунальных услуг. Они невысокие?

- Арендная плата за стадион действительно низкая и платится нами регулярно — 50 латов в месяц. Но это логично, ведь это городской клуб, и стадион тоже. У думы нет никакого смысла устанавливать высокую арендную плату самой себе. Что касается коммунальных услуг, то их оплачивает Управление спорта, которое оказывает поддержку и другим городским клубам.

- Вернемся к оплате гонщиков. По городским меркам, гонщики получают весьма неплохо. Почему же тогда некоторые из наших звезд покинули наш клуб?

- Дело в том, что каждый гонщик знает, сколько стоит. Поэтому и ушли наши звездные воспитанники — братья Лагута и Богданов - мы не смогли столько платить, сколько им предложили. К примеру, Лагута в Польше получает столько, сколько составляет весь бюджет нашего клуба.

Наши таланты уходят в экстралигу, потому что I Польская лига пока - это наш «потолок» по финансам. Пока мы можем только растить таланты, и мириться с тем, что они будут уходить, ведь понятно, что гонщики хотят расти дальше, а клуб по финансовым возможностям расти не может.

- И что делать в такой ситуации? Нужен ли Даугавпилсу спидвей вообще?

- Нужен ли городу спидвей, комментировать не возьмусь, так как буду необъективен, ведь я с детства живу этим видом спорта. О необходимости спидвея решать горожанам. Дешевле, чем сейчас, в первой лиге этот вид спорта не будет. Но и в случае, если с финансированием будет сложно, мы не «утонем», а, возможно, пойдем во вторую лигу, Украинскую, чтобы сохранить спорт.

Меня ассоциируют только со спидвеем. Но спидвей — это не моя работа, я не получаю здесь зарплату. Как бы это ни звучало, спидвей — это мое дорогое хобби, которому я посвятил всю жизнь, и я буду продолжать работать над тем, чтобы развивать его. Но для того, чтобы участвовать в сильнейшей лиге мира — экстралиге - нам нужен гарантированный бюджет в размере 2 млн евро, что для нашего клуба нереально. Поэтому здесь нужна государственная поддержка, ведь найти такие деньги в Даугавпилсе, где в Латвии существует спидвей, нереально. Поэтому нужно попытаться, чтобы спидвей признали латгальским видом спорта, после чего можно претендовать на государственную поддержку для дальнейшего развития.

- Пока государственной поддержки нет, какие действия предпринимает сам клуб, чтобы выжить и развиваться? Возможно, планируется поднять стоимость входных билетов на гонки?

- Сейчас мы делаем ставку на молодежь и на новых воспитанников школы. Да, спидвей из-за своей специфики не массовый вид спорта, мы не можем дать 100 мотоциклов, но 10-15 единиц техники тем, кто занимается, даем.

Что касается цен на билеты, то у нас много льгот, а цены действительно низкие. Мы пытались повышать стоимость билетов, так как она очень низкая по сравнению с Россией, Польшей, Англией, Швецией, но это сказывается на посещаемости, так как основные зрители у нас — местные. Да, на гран-при к нам приезжало коло 2,5 тысяч зарубежных туристов, но на простые гонки максимум, если приезжают несколько сотен людей из Риги и ближайших городов.

- Если коснулись столицы, скажите, ведь некоторое время назад в Риге была организована гонка по спидвею. Почему дело не пошло дальше?

- Целью того, что мы делали гран-при в Даугавпилсе было то, чтобы о нас узнали во всей Латвии. Даугавпилсский спидвейный клуб - единственный клуб в Латвии. Мы пробовали возродить спидвей в Риге и 7-8 лет назад в Риге провели гонку, которая собрала много людей. Но стадион был частным, сейчас его уже нет, ездить негде, да и некому этим заниматься.

- То есть, сейчас все усилия сосредоточены на развитии спидвея именно в Даугавпилсе. Каким же вы видите этот вид спорта в нашем городе в будущем?

- Сейчас мы много делаем для того, чтобы снизить расходы на клуб, но в то же время и развиваться. Но этот спорт стремительно дорожает и с нашими реалиями его трудно потянуть. Есть сложности и помимо финансовых. Мы «на зубах» выползли в плей-офф. По некоторым причинам, в том числе финансовым, в этом году у нас был не самый сильный состав. Но главную задачу мы выполнили, а в конце сезона хорошо заявили о себе местные гонщики —  Анджей Лебедев,  Вячеслав Гируцкий,  Евгений Каравацкий. Теперь можно усложнить задачу — попробовать попасть в тройку лидеров. Поэтому мы продолжим искать средства для развития и, конечно же, бороться на треке.

- Спасибо за интервью и удачи.

 

Комментировать 22