М. Иванова-Евсеева: Побывав в Америке, я стала еще большим патриотом Латвии 27

Депутату Сейма от Даугавпилса Марьяне Ивановой-Евсеевой выпала уникальная возможность поучаствовать в программе для лидеров иностранных государств «Вызовы международной политики США», организатором которой выступает Госдепартамент США.

В рамках проекта в конце прошлого года группа политиков, дипломатов и ведущих журналистов Европы встретилась с известными экспертами, чиновниками, лоббистами и политиками Америки, посетив несколько штатов и множество городов, от Вашингтона до Сан-Франциско. О США «без купюр», о влиянии законодателей политической "моды" на Латвию и ЕС, об иммиграции и патриотизме с депутатом Сейма беседовал портал Gorod.lv.  

- Г-жа Иванова-Евсеева, расскажите, какие главные выводы Вы сделали в ходе поездки? - В Америке работа по пропаганде американских ценностей ведется непрерывно. Независимо от фискального дефицита или сложной бюджетной ситуации в стране. На эти цели тратятся огромные деньги. О воспитании такой любви к своей родине Латвия может только мечтать. Столь искреннего патриотизма, как в США, у нас я не встречала.

- То есть привить латвийцам чувство патриотизма настолько сложно? - С одной стороны, нашим люди вроде бы не до патриотизма. Им приходится думать, как семью прокормить. С другой, в Штатах даже в самых бедных городках жители искренне переживают за Отчизну. Поверьте, мы с коллегами побывали в таких городах, где на улицах даже в светлое время суток лучше не появляться. Безработица, преступность. Однако и здесь люди с гордостью носят свой американский паспорт.

- И  в чем же проявляется в Америке любовь к Родине? - Например, волонтерство. Почти каждый вечер мы посещали семьи американцев – бывших госслужащих, профессоров и простых рабочих. 80% из них занимаются благотворительностью и готовы работать бесплатно. Они не только раздают гуманитарную помощь, но и ездят за свой счет по миру, учат людей, как делать бизнес, лечат детей в Африке, преподают английский в Камбоджи и т.д. Так они проводят годы, считая это своим долгом перед страной.

Еще одна «черта» американского патриотизма  - отношение к своим солдатам. Люди  искренне чтут память павших воинов. Даже если  война проиграна, даже если результаты военной миссии, как, к примеру, в Ираке, неоднозначны. А кто в Латвии вспоминает тех, кто погиб в Ираке? Многие наши солдаты, принимавшие участие в военных действиях, сейчас «батрачат» в Англии. Потому что им сложно найти работу «не по специальности». К примеру, от коллеги из Венгрии, я узнала, что их военные, которые решили закончить карьеру, могут бесплатно получить новую профессию, освоить языки. Латвия никак не помогает своим солдатам. Максимум, который может предложить наша армия -  «немного заработать в горячих точках».

- Получается, с патриотизмом в Америке все в порядке. А как ситуация в остальном — в экономической, социальной и политической сферах? - Она неоднозначна. Даже официальные лица, с которыми мы встречались - сотрудники госдепартаментов, Пентагона, Трансатлантического Совета, администрация штатов Калифорнии и Атланты,  отвечающие за вопросы безопасности, международную, экономическую политику, порой высказывали абсолютно противоположные мнения. Да, все они едины в том, что защита американской территории должна простираться далеко за границы страны. Но, при этом, взгляды на развитие США, на налоговую и социальную политику, на продолжение военных миссий, очень разнятся. В среде простых американцев тоже происходит некая переоценка ценностей. Многие республиканцы  переходят в ряды демократов, потому что считают, что их партия «застоялась». Тем более, что по госбюджету «слоны» не предлагают никакой конкретики. Они только говорят президенту Обаме, "придумай что-нибудь, что сделает нас счастливыми".  Американцам такие торги не по душе. И, похоже, что в масштабах страны зреет политический кризис.

- А каким с далекого континента видят будущее Евросоюза и еврозоны? - Здесь нет единого мнения. По крайней мере, ряд экспертов, с которыми мы беседовали, недостаточно информированы о мерах, предпринимаемых ЕС для сохранения единства Европы и монетарного союза.  Многие из них полагают, что Англия будет той силой, которая в скором времени разрушит еврозону. Прискорбно, но американская пресса во многом поддерживает и культивирует мысль о распаде ЕС. Лишь единицы понимают, что падение еврозоны чревато глобальным кризисом, волна которого дойдет и до Америки. Замечу, что все мои коллеги-европейцы были оптимистично настроены относительно будущего еврозоны. И это понятно. Потому что у стран-участниц монетарного союза нет плана «Б», нет решений относительно других путей развития. Без евро. Слишком глубоко Италия, Австрия, Португалия, Германия и т.д. интегрированы в ЕС.

- А каково Ваше личное мнение о будущем еврозоны? - Безусловно, Европе нужен этот «проект». Сейчас речь идет о глобальной конкуренции между ЕС и Америкой за азиатские рынки. Чье предложение будет более интересным  - Европы или Америки? Чьи цены более приемлемы, чья валюта сильнее? В прошлом году Европейский центральный банк делал всё, чтобы поддержать валютный блок, скупая в огромном количестве гособлигации стран еврозоны. Было достигнуто соглашение о банковском надзоре и создании постоянного фонда финансовой помощи, передан очередной транш Греции. Какое-то время это позволит евро оставаться на плаву.

Вопрос, смогут ли власти Евросоюза удачно использовать эту передышку. Ведь евро – это лишь инструмент в руках врача. Исход  операции зависит от того, насколько толковыми окажутся врачи.  Пока на этот счет у меня есть большие сомнения. Потому что сейчас лидеры ЕС озабочены исключительно сохранением курса валюты.

Об экономическом развитии Евросоюза они только начинают задумываться. Очень осторожно. Впервые в этом году страны-участницы ЕС представят Еврокомиссии столь подробные долгосрочные национальные планы развития. Впервые им придется отвечать «за базар» в случае неудач и неспособности обуздать нацэкономику. Впервые за все годы существования ЕС вводятся реальные санкции за финансовую недисциплинированность отдельно взятых стран. Главное теперь, чтобы все эти процессы стали прозрачными. Чтобы, к примеру, Латвия могла иметь доступ к тендерам Германии. Сейчас это практически невозможно. Страны Европы жестко защищают свой внутренний рынок. Это игра по двойным стандартам, когда кому-то можно все, а кому-то ничего.

Еще один момент: способен ли Евросоюз иметь общую политическую стратегию? Если, допустим, в Греции к власти придут национал-радикалы, экономика этой страны окончательно выйдет из-под контроля Еврокомиссии. Эти риски куда более опасны и не прогнозируемы, чем финансовые. Сегодня вопросов к властям ЕС гораздо больше, чем ответов. Поэтому «Центр Согласия» и предлагает подождать, прежде чем принять окончательное решение о вступление в еврозону. Мы должны понимать, на что подписываемся.

- И все же в случае присоединения Латвии к еврозоне, получит ли Латгалия какие-то выгоды, ведь мы станем границей одного большого валютного пространства? - Вряд ли. Мы можем лишь рассчитывать на похвалу Еврокомиссии и на то, что субсидии нам будут выделяться в тех же объемах. Ну и конечно, надеяться на то, Европа все-таки выработает единую экономическую стратегию. И Латвии в ней достанется «ценный кусок пирога».

- Вы сказали, что Англия может повлиять на стабильность еврозоны и ЕС. Если же Англия решит выйти из состава ЕС, возможно, это станет толчком для проживающих там латгальцев, чтобы вернуться домой?  - Во-первых, вернуть наших ребят практически невозможно. Помимо Англии есть еще рынок труда Норвегии, Германии. Во-вторых, от Великобритании сейчас действительно многое зависит. Если страна допустит референдум, их волна может покатиться по всей еврозоне.  Это грозит Англии серьезной изоляцией, потому что авторитет союза может быть подорван, а Германии такой сценарий неприемлем. Даже администрация Обамы выразила озабоченность будущим Объединенного Королевства, в случае проведения народного плебисцита.

- А как тогда вернуть молодежь в Латвию? Какой должна быть наша миграционная политика? - Рецепт очень прост - стабильная экономика. Во всем мире актуальна проблема оттока молодежи. Португалия каждый год теряет сотни тысяч молодых специалистов, которые мигрируют в Бразилию, Германию и т.д. Тех, кто уже уехал, вернуть практически невозможно. Но Латвия способна сохранить подрастающую молодежь, дать им образование, которое действительно будет востребовано, и таким образом сохранить рабочий потенциал страны. Америка (точнее многие штаты) делает ставку на иммигрантов, особенно квалифицированных или, наоборот, дешевую рабочую силу.

Так, например, в Калифорнии 29% голосующих – иммигранты, а 19% населения – неграждане. И всех всё устраивает. Европа в этом смысле очень консервативна. Даже в отношении граждан ЕС. Рынок Италии, Франции, даже Латвии практически закрыт для приезжих. В результате, 5,5 млн. молодых людей в Европе – безработные. Ситуация критическая. Первые подняли тревогу социалисты Европы. И сейчас я совместно с коллегами активно участвую в кампании «За гарантии для молодежи». Мы разрабатываем свои предложения для Еврокомиссии, как увеличить занятость среди выпускников вузов, молодых специалистов. Как открыть для них рынок Европы.

- Вернемся к Америке. Что сейчас заботит американцев, и чему Латвия может поучиться у США? Для начала, отношения с Россией для Америки сейчас далеко за рамками «повестки дня». И это примечательно. Потому что в нашем информационном пространстве всё преподносится как раз наоборот. Далее. Я не отметила большой заинтересованности официальных властей США в расширении своего миротворческого представительства в Африке. Сильные мира сего похоже отложили проблемы континента, где по-прежнему свирепствуют голод, СПИД, нищета, «в долгий ящик». Военные миссии? Мое мнение: несмотря на воззвания руководства Афганистана, США ни на минуту не продлит сроков вывода своих войск из страны. Все устали от войны. И никто не желает развязывать новые конфликты. Сейчас для Америки главное  - их собственная экономика. Президенту всё сложнее управлять двумя колесницами, запряженными «ослами» и «слонами». «Бюджетный кризис, внешний долг, фискальный обрыв» – американцы слышат это по новостям чаще, чем прогноз погоды. И их это тревожит.

Чему поучиться? Предприимчивости. Жители США не бояться начинать свой бизнес, зарабатывать деньги. Даже теряя все, они снова «горят» новыми идеями. Это уже в крови. Делать деньги. Во многих штатах – это обычная практика встречать потенциальных инвесторов, фигурально выражаясь, у трапа с красной ковровой дорожкой.  Причем, независимо от цвета кожи или национальности.

- Какие цели дальнейшей работы Вы наметили после общения с коллегами и оценки их опыта? - В Европе свои беды. К примеру, Италия, так же как Латвия, страдает от коррупции, неэффективного использования еврофондов. Португалия – от высокой безработицы. Чехия – от недоверия жителей властям. Кому-то удается изменить ситуацию к лучшему. И Латвии нужно перенимать лучшие образцы.  Это и есть настоящая интеграция ЕС. Что касается моей работы в парламенте, я намерена плотнее заняться иммиграционной политике. Она должна быть более либеральна. Латвия живет на стыке западного и восточного миров.  Мы понимаем и тот, и другой. У нас есть аргументы для студентов из Средней Азии, России, Белоруссии, почему образование в Латвии – самое лучшее. Но при этом мы запрещаем нашим госвузам преподавать на русском языке. Мы не даем возможность выпускникам-иностранцам закрепиться в Латвии, не даем им время найти место труда, отказывая в разрешении на работу. По сути, мы теряем не только миллионы латов, мы упускаем молодых специалистов, которые  могли бы двигать нашу экономику вперед. 

- Спасибо за интервью.

Комментировать 27