Янис Бетхерс. Латвийцев ожидают неприятные сюрпризы с тарифами на электроэнергию 7

В течение последних недель в обществе вызвали тревогу прогнозы о том, что вскоре для домохозяйств существенно вырастет плата за электричество.

В сентябре нынешнего года запланировано открытие рынка электроэнергии для домохозяйств при отказе от нынешнего порядка, когда публичный продавец согласовывал плату за электричество с Комиссией по регулированию общественных услуг, позволяя вместо этого определять стоимость электроэнергии рынку.

"Внезапное" открытие того, как формируются нынешние тарифы, и что на них влияет, отлично показывает, в каком информационном вакууме до сих пор жила большая часть латвийского общества. В этом контексте надо отметить, что некорректно во всех бедах обвинять компонент обязательной закупки (КОЗ). На уровень нынешних и ожидаемых цен влияют также и другие, не менее существенные факторы. В этом плане полезно сравнить ситуацию Латвии с нашими соседями – Литвой и Эстонией. Это поможет лучше понять факторы, влияющие на конечную цену электричества для потребителей.

В дискуссии об ожидаемом открытии рынка забывают, что главная причина потенциального роста затрат кроется в том, что в Латвии исторически действует очень непрозрачная практика установления тарифов.

Существующая система предусматривает, что даже при установленном неизменном конечном тарифе на электричество плата за его составные части может быть изменена отдельно, без соответственной коррекции конечного тарифа. Таким образом, регулируемый конечный тариф похож на кролика, вынутого из шляпы иллюзиониста – никто не знает, как он там очутился после того, как в нее была положена масса разных других вещей. Жители Латвии в течение многих лет наблюдали это представление, не сознавая, сколько же на самом деле стоит электроэнергия и за что еще надо платить дополнительно.

По сравнению с соседними странами мы пошли по уникальному пути. В Эстонии уже сейчас все потребители – участники открытого рынка, в свою очередь в Литве, которая планирует сделать этот шаг не раньше 1 января 2015 года, структура регулируемого тарифа является прозрачней и цена электроэнергии соответствует реальной рыночной ситуации – 3,42 сантима за киловатт-час.

А в Латвии же регулярно меняется пропорция составных частей внутри тарифа. Это редко кто замечает, потому что мы рассчитываемся по общей сумме – стартового либо основного тарифа. Со временем образовался парадокс, который заключается в том, что в стартовом тарифе плата за электроэнергию с апреля этого года составит только 0,9 сантима за киловатт-час, в свою очередь, в основном тарифе она будет равна 2,9 сантима. Остальные места в определении тарифа заняли КОЗ и оплата услуг Sadales tīkls. И теперь от знания реальных рыночных цен наступил шок.

Надо отметить, что весьма часто звучат утешения, что то или иное решение не повлияет на регулируемый конечный тариф моментально. В то же время у Латвии по сравнению с соседними странами более высок тариф Sadales tīkls, и соответственно большой платеж за КОЗ, что после открытия рынка создаст ситуацию, при которой домохозяйства Латвии будут платить за электричество больше соседей.

Именно раздробленная и непрозрачная структура тарифов, которая всегда практиковалась в Латвии (без глубокого объяснения принципов формирования рынка), лежит в основе того факта, что "с приходом свободного рынка" потребителей ожидают неприятные сюрпризы. Притом, если рассмотреть данные, опубликованные в середине прошлого года, то видно: электроэнергия, израсходованная 48% домохозяйств, оценивалась как раз по стартовому тарифу. Те, кто сейчас утверждает, что следует ожидать 6-7%-го подъема цен, строят свои основания только на сравнении основного тарифа, забывая о том, что половина латвийских домохозяйств приобретала электроэнергию по сниженной, то есть субсидированной цене.

Если мы сравним расходы, связанные с электричеством, в странах Балтии, то увидим, что самое большое влияние на цены электричества в Латвии и в Литве оказывают платежи КОЗ. Притом в Литве они даже выше, чем в Латвии. Однако рассматривая цель платежей КОЗ, можно сделать вывод, что за поддержание возобновляемой электроэнергии больше всего платят именно потребители Эстонии. В Латвии и Литве внушительную часть платежа КОЗ формирует поддержка разных электростанций, в том числе таких, которые используют природный газ, и в условиях свободного рынка часто являются неконкурентоспособными. Эстония в этом плане исключение, потому что там субсидии выплачиваются только при использовании возобновляемых энергоресурсов, дополнительно оплачивается также налог на электроэнергию, что не распространяется на электроэнергию, продаваемую домохозяйствам Латвии.

В общей сложности ситуация с ценами на электроэнергию во всех странах Балтии равноценна. Отличаются только решения для поддержки отдельных производителей электроэнергии и то, насколько хорошо формирование конкретных цен разъясняется либо не разъясняется потребителям.

Исторически избранный механизм регуляции цен в Латвии предусматривает запаздывающие повышения цен. То есть какой-то промежуток времени цены субсидируются, но одновременно это означает существенные подъемы цен в моменты их пересмотра. Поэтому исходя из уже объявленного повышения платежа КОЗ и приблизительного прогноза цен на электроэнергию, можно прийти к выводу, что для стандартного латвийского домохозяйства со средним потреблением 200 киловатт-часов в месяц после сентября общие расходы за электричество возрастут примерно на 20%. В любом случае, сейчас важно откровенно разъяснять обществу, как образуются цены на электричество и каковы причины их роста.

Enefit – дочернее предприятие эстонской государственной энегргокомпании Eesti Energia, действующее на открытом рынке электроэнергии Латвии, Enefit продает электроэнергию конечным потребителям.

Комментировать 7