Чарли Маккриви: «От свободного рынка выиграют все»

Комиссар ЕС объясняет, как бизнесмены из "новой" Европы могут открыть свое дело в Европе "старой"

Комиссар ЕС по вопросам внутренних рынков Чарли МАККРИВИ находится сейчас в центре внимания всей Европы. Этой осенью решится судьба директивы об услугах, которая должна полностью либерализовать данный рынок. О будущем закона, который предоставит нашим предпринимателям небывалые возможности в Европе, Телеграф поговорил с комиссаром во время его визита в Латвию.

Борьба за конечный продукт— Из-за существующих в Западной Европе опасений “социального допинга” знаменитая директива об услугах скорее всего будет пересмотрена. Какие именно ее разделы могут быть отозваны?— Сейчас еще рано об этом говорить. Существующие процедуры предусматривают, что сначала проводятся неформальные встречи по конкретным поправкам, затем по ним голосует Европарламент, и наконец потом депутаты будут принимать директиву целиком. Это произойдет на следующей сессии, которая начинается 24 октября. Наша задача состоит в том, чтобы найти консенсус между самыми разными политическими группами в парламенте, у которых разные мнения по этой директиве. Разногласия существуют и между странами ЕС. В общем, мы должны ждать результатов из Европарламента.— Относительно принципа “страна происхождения” (открыв, скажем, ресторан в Риге, по этой же лицензии можно открыть аналогичное заведение в любой стране ЕС. — Прим. А.Х.) — будет ли он сохранен?— Да, это самая противоречивая часть директивы. В Европарламенте сейчас пытаются найти компромисс и по этому вопросу. — Некоторые страны ЕС ранее настаивали на том, чтобы отозвать директиву об услугах. Изменилось ли их мнение сейчас?— Это станет известно только тогда, когда директива поступит в Совет Европейского союза (Совет министров ЕС. — Прим. А.Х.). Мы, комиссия, находимся как бы в середине процесса согласования. Повторю — это будет совместное решение Европарламента и стран — членов ЕС. — Какие имеются у комиссии инструменты, чтобы повлиять на судьбу директивы?— Мы пытаемся достичь того, чтобы в результате всех этих переговоров появился конечный продукт — директива, которая поможет реализовать главные поставленные цели, то есть подстегнуть экономическую активность в ЕС. Но мы не хотим, чтобы по окончании процесса, после всех внесенных изменений и исключений, конечный продукт оказался совсем не похож на начальный, на тот, который был предложен в январе 2004 года.

Цитата

Я знаю, что американские власти высказывали свою озабоченность контролем за отмыванием денег. Но у нас в Европе нет единого надзорного органа в этой области.

 

Проигравших не будет— Есть ли у комиссии предположительные цифры, сколько компаний из Восточной Европы могут открыть свое дело в Западной Европе с помощью директивы об услугах?— Согласно некоторым исследованиям, открытие рынка услуг создаст в странах Евросоюза около 600 тыс. новых рабочих мест и добавит 37 млрд. евро к внутреннему валовому продукту 25 государств ЕС.Какие страны выиграют от открытия рынка больше других, зависит от того, в какой мере предприниматели захотят воспользоваться свободным потоком услуг. Хочу также напомнить: если бы в европейской экономике не работал ранее одобренный принцип свободного передвижения товаров, мы бы не получили тех плюсов, которые сейчас имеем.Я также полагаю, что в принципе малые и более гибкие страны ЕС смогут использовать этот потенциал. Это ведь огромный рынок — 450 миллионов потребителей!— То есть вы хотите сказать, что малые страны ЕС будут в выигрыше? А большие тогда проиграют?— Это миф, в который верит еще довольно много людей. От свободного рынка выиграют все! Выиграют потребители, так как ужесточится конкуренция — они будут платить меньше за ту или иную услугу. Это несовременное мышление, мышление прошлого, что кто-то выиграет, а кто-то проиграет. Да, в какой-то краткосрочный период могут возникнуть проблемы, но в целом выиграют все. Это не так называемая игра по нулям (zero-sum game — когда размер общего выигрыша в игре равен размеру проигрыша. — А.Х.). Возьмите, к примеру, хоть вашу страну — в течение последних десяти лет вы смогли использовать предоставленные возможности быстрее, чем другие.— Президент Еврокомиссии Дурао Баррозо объявил о том, что изымает ряд так называемых абсурдных директив — всего около 70. Сколько из них приходится на вашу комиссию по внутренним рынкам?— Не могу предоставить вам сейчас конкретных цифр. Но могу сказать, что в области внутреннего рынка мы имеем сотни тысяч страниц различных правил и положений. И в данном случае речь идет прежде всего об упрощении соответствующего законодательства.

Право на комментарий— Американские власти обвиняют латвийскую банковскую систему в отмывании денег. Контролирует ли Еврокомиссия ситуацию на финансовых рынках стран — членов ЕС?— Недавно мы предложили довольно жесткую, уже вторую директиву, направленную на борьбу с отмыванием денег. Латвийские власти внедряют ее положения в законодательство своей страны. И это дело латвийских надзирающих структур — следить, чтобы положения данных директив соблюдались. Я знаю, что американские власти высказывали свою озабоченность контролем за отмыванием денег. Но у нас в Европе нет единого надзорного органа в этой области.— А в целом что вы думаете по поводу вмешательства США в дела одной из стран Евросоюза?— США не вмешиваются, они имеют право комментировать выполнение мероприятий, направленных на предотвращение отмывания денег. Мы бы тоже имели такое право, если б у нас были похожие подозрения.

Комментировать