Экономист рассказал о переменах в народном хозяйстве Даугавпилса за время нахождения страны в ЕС 7

В 2014 году исполнится 10 лет с тех пор, как Латвия стала членом Европейского Союза, что, безусловно, является значимым периодом времени, в первую очередь, для жителей нашей страны. Что изменилось за это время для простого обывателя? Поделиться своими наблюдениями портал Gorod.lv попросил экономиста Теодора Быковского.

«Согласно данным официальной статистики, в структуре расходов домашних хозяйств вырос удельный вес расходов на коммунальные услуги, транспорт и медицину. Для городского населения это увеличение составило около 3%, что незначительно отличается от среднего по стране, для Латгалии характерна та же динамика, что и для Латвии, в целом. Такого рода тенденция, исключая медицину, вызвана ростом цен на энергоносители и, соответственно, ростом тарифов на коммунальные услуги.

Можно отметить, что жители Латгалии, относительно остальной Латвии, несколько больше тратят на товары, нежели на услуги, однако общая для всей страны тенденция снижения доли расходов выражена и здесь.

Вместе с тем, статистика показывает, что сам объем расходов в денежном выражении за 10 лет по Латвии, в целом вырос, практически, в 2 раза, а в Латгалии – в 2,5 раза.

Заработная плата по Латгалии составляет около 70% от средней по стране. За 10-ти-летний период этот показатель по Латвии вырос на 176%, в Латгалии – на 167%.

Даугавпилс из латгальской статистики особенно не выделяется – уровень зарплат выше, чем в регионе, незначительно – порядка 10%. Другими словами, можно сказать, что тенденции остались практически неизменными. На фоне изменения потребительских цен (180,4% к базовому 2000 году) статистика не показывает негативных изменений в регионе. В последние 10 лет расходы населения растут быстрее, чем доходы, что можно оценить двояко – с одной стороны, склонность тратить деньги оказывает какое-то стимулирующее воздействие на рынки, с другой стороны, снижение уровня накоплений вкупе с характерной структурой расходов домохозяйств говорит о понижающемся уровне благосостояния. Другими словами, денег у населения стало больше, но и тратятся они быстрее.

Еще одно объяснение происходящего связано с тем, что тратятся незаработанные деньги – то есть, деньги, которые резиденты не заработали именно в Латвии. Для Даугавпилса и Латгалии объемы трудовой миграции, несколько большие, чем в среднем по стране, что закономерно.

Вопрос, конечно, обширный и многогранный, нужно учитывать не только то, что от участия в Евросоюзе мы получаем как определенные плюсы, так и минусы, так и то, что в мировой экономике за это время произошли серьезные перемены – прежде всего, негативные. На протяжении многих лет Латвия осуществляла макроэкономическую политику, направленную на вступление в ЕС, а затем на введение евро — под это дело, что называется, была «заточена», и монетарная, и бюджетная политика государства. И эти процессы совпали по времени с мировым кризисом. Очевидно, что в ситуации с Латвией, на какие-то мировые процессы лег еще и процесс введения евро, что могло усилить влияние кризиса. К примеру, повышение мировых цен на энергоносители, при «добавлении» миграционных тенденций ЕС, существенно меняет уровень издержек для местных предпринимателей – что, с другой стороны, компенсируется европейскими деньгами, выделяемыми на инновационные разработки развитие инфраструктуры. Потом говорить однозначно можно, по большей части, лишь о переменах очевидно заметных жителям.

Думаю, что если говорить о том, что произошло за эти 10 лет в Латвии в целом и Даугавпилсе в частности, то, сразу следует отметить то, что изменилось понятие рынка труда. Так, если раньше мы были страной с Латвийским рынком труда, то сейчас мы страна в Европейском рынке труда, что существенно изменило расклады, касающиеся заработной платы, потенциала рабочей силы и других характеристик рынка. К тому же, это стало одним из факторов, стимулирующих эмиграцию, в том числе и молодежную, равно как и прочие процессы, характерных для европейского рынка труда.

Второй момент, который ощутимо заметен, особенно, если брать бытовой уровень, это то, насколько меньше стало кафе, магазинов и прочих подобных местных заведений, что говорит о том, что на розничном рынке, как и во всей Европе, доминируют крупные иностранные розничные сети, вытесняя местных предпринимателей.

Необходимо помнить, что, являясь частью экономики ЕС, социально-экономические потери одного города или региона, в целом, могут принести ему (ЕС) пользу, ведь, по сути говоря, задача Евросоюза - это развитие Евросоюза. Даугавпилс, как часть Латвии, находится в рамках тех процессов, которые являются частью общей политики ЕС», -  Т. Быковский.

В то же время, такое поглощение Даугавпилса общими тенденциями, по словам Быковского, дало нам и некоторый положительный эффект, если говорить, к примеру, о туризме: «В первую очередь, поменялся состав туристов, которые приезжают и их количество. Бесспорно, многое сделано в отношении приведения в порядок туристических объектов, например, Крепости, а также в развитии культурной среды, инфраструктуры и организации мероприятий».

Говоря об сфере образования, Теодор Быковский отметил существенные изменения: «Нас затронули достаточно большие перемены — если раньше государственные ВУЗы  у нас в городе в восприятии студентов имели привилегированный статус, то сейчас оказалось, что существует еще множество возможностей, которые стали видимы благодаря высокой мобильности потенциальных студентов. Строго говоря, если молодежь на выходные ездит в Лондон, то почему бы не поехать учиться в Ригу, Литву или Эстонию? То есть, молодежь сейчас намного более эластична, мобильна и с легкостью находит необходимую информацию, поэтому, зачастую, местом учебы оказывается заграница. Кроме того, ситуация в образовании несколько изменилась в пользу коммерческих, то есть, частных вузов, которые предлагают вполне конкурентоспособное образование».

Комментировать 7