Рэкет или здравоохранение? Цены на лечение в Даугавпилсе в 20 раз превышают столичные 46

В последние годы жалоб на работу Даугавпилсской региональной больницы так много, что они уже перестали кого-либо удивлять.

Даугавпилчане как-то привыкли и даже смирились с тем, что не могут получить в нашем городе – втором по величине в стране – нормальную и своевременную медицинскую помощь.

«Наша» намерена продолжать публикации на эту больную – в прямом и переносном смысле – тему, в надежде хоть когда-нибудь «достучаться» до тех, кто ответственен за организацию здравоохранения в Даугавпилсе. Кто-то сразу же возразит – мол, организация здравоохранения является прерогативой государства, а городские чиновники тут не при чём. Однако чем же тогда объяснить тот факт, что в других городах Латвии дела с медицинским обслуживанием обстоят не в пример лучше, чем у нас? И зная это, жители Даугавпилса всё чаще предпочитают ехать на обследование и лечение за много километров, чем обращаться к местным врачам.

Одним из многочисленных примеров тому может послужить история, рассказанная нам даугавпилчанкой Ларисой. А началась она более года назад – в мае 2012-го. Именно тогда здоровье женщины внезапно и резко ухудшилось – появились боли непонятного происхождения и многие другие тревожные симптомы. Однозначно определить их причину было сложно – такая симптоматика предполагала несколько вариантов, и поэтому семейный врач выписал Ларисе целый ворох направлений на различные обследования. Часть из них (те, что делаются непосредственно в поликлинике) женщина прошла в течение первых же недель. Однако для ряда обследований требовалось специальное современное оборудование, которое в нашем городе есть только в ДРБ. И вот тут Лариса впервые столкнулась с тем, что  такое «медицина по-даугавпилсски». Имея на руках направления семейного врача и чувствуя, что состояние здоровья всё ухудшается, она в течение года(!) так и не смогла даже записаться на столь необходимые для постановки точного диагноза обследования.

«Наша газета» когда-то уже писала (по жалобам своих  читателей) о ситуации с записью на аппаратурные обследования в ДРБ. Напомним, что запись на них представляет собой что-то вроде «лотереи» или проверки на везение. Записаться на компьютерную томографию, магнитный резонанс, исследование сердца методом Холтера, доплерографию и многие другие обследования можно лишь один день в месяц, позвонив по специальному телефону. Неудивительно, что с 8 утра этот телефон накаляется от количества звонков, и дозвониться удается только тем, кому особенно повезёт. А дозвонившимся через час, а то и полчаса после начала записи не очень вежливо сообщают, что на этот месяц мест больше нет, а на следующий – будут записывать в следующем.

Вот с этой-то «лотереей» и столкнулась Лариса, которой необходимо было не одно обследование, а несколько. В начале каждого месяца она, всё меньше на что-то надеясь, звонила в ДРБ и каждый раз узнавала, что «запись закончена и мест нет». На её просьбы записать хотя бы через несколько месяцев – только бы знать, что рано или поздно её очередь подойдет, последовал ответ: «У нас так не делают». Впрочем, предлагали и другой вариант – оплатить процедуры по «коммерческой стоимости», превышающей стоимость исследования по направлению врача в десять и более раз. В этом случае свободные места гарантировались в течение недели - максимум двух. Как же так, недоумевала Лариса, значит, за большие деньги незанятое пациентами время есть, а при обычном пациентском взносе – нет?! Но слышала лишь сухие и равнодушные ответы о «нехватке государственных квот».

Здесь нелишним будет отметить, что отделением ДРБ, в котором проводятся упомянутые аппаратурные обследования, руководит не кто иной, как доктор Владимир Борисёнок. Несмотря на нехватку времени на прием пациентов он нашел возможность совмещать работу врача с политической деятельностью, заняв пост депутата Даугавпилсской городской думы от партии «Альтернатива», возглавляемой Евгением Царевым. Каким же образом г-н Борисёнок защищает интересы горожан, выполняя тем самым основную обязанность депутата, если он не в состоянии защитить интересы даже обращающихся к нему пациентов?..

Так или иначе, а с момента получения Ларисой от семейного врача направлений прошло более года – без какого-либо результата. И неизвестно, сколько бы еще длились эти мытарства и к каким последствиям для здоровья привели, если бы в июне 2013 года Лариса не обмолвилась о них в телефонном разговоре с родственниками, проживающими в Риге. Те удивились – самим приходится частенько обращаться к врачам, но с подобным безобразием никогда не сталкивались, и взялись узнать, как скоро можно записаться на нужные обследования в столице. Перезвонили буквально через полчаса: «Готовься приехать, мы записали тебя на начало августа». Правда, чтобы не ездить в Ригу дважды, обследования пришлось проходить в разных клиниках: некоторые - в больнице имени Страдиня, другие - в «Гайльэзерс». Но главное, что в течение недели все они были пройдены, результаты получены, а заплатить за каждую процедуру пришлось всего лишь по 3 лата – то есть по государственному стандарту.

Но главное было ещё впереди. Вернувшись с результатами обследования к семейному врачу, Лариса узнала, что ей необходима операция. Причём тянуть было нельзя – её состояние доктор назвал «бомбой замедленного действия», которая в любой момент могла «взорваться». Тем более, что из-за неудачных попыток пройти обследования в Даугавпилсе был потерян год с лишним. Вот тут-то всё и началось по новому кругу. Опять обратившись в ДРБ, Лариса услышала, что «квот нет и в этом году не ожидается» (а было лишь начало сентября), да и гарантий, что на «квотную операцию» можно будет записаться хотя бы в следующем году, никто не давал. А по полной стоимости – пожалуйста, но сама операция обойдется в 500 латов, а если вместе с оплатой услуг анестезиолога, предоперационными манипуляциями и пребыванием в больнице – то ближе к 600! Озвученная сумма заставила женщину схватиться за голову: где взять такие деньги, да ещё срочно?!

А тут ещё случай столкнул её в компании с врачом Скорой помощи, которая, узнав о проблемах Ларисы, искренне посоветовала: «Ни в коем случае не ложитесь на операционный стол в ДРБ. Я – медик, знаю, что говорю. И сама бы никогда не легла в нашу больницу, и другим не советую. Сколько раз было – мы на «скорой» спасаем человеку жизнь, с трудом «откачиваем» его, потом привозим в ДРБ, а на следующий день узнаём – умер! И так обидно становится, что все наши старания пропадают даром...»

Неудивительно, что после такого разговора Ларисе расхотелось делать операцию в ДРБ уже не только из-за денег и сроков. И она снова обратилась в Ригу, на этот раз – в 1-ю Рижскую больницу, известную своим хирургическим отделением с превосходными специалистами. Несмотря на то, что с разницей и в качестве, и в стоимости медицинских услуг в Даугавпилсе и Риге женщине уже пришлось столкнуться ранее, она буквально застыла от удивления, когда, позвонив в 1-ю Рижскую больницу, услышала: «Да, мы делаем такие операции: с направлением от семейного врача это будет стоить 3 лата, всё вместе – с анестезией и пребыванием в стационаре – в пределах 30 латов».

В это просто невозможно было поверить: не 500 латов за операцию, а 3! Не 600 латов в целом, а 30! Ведь это – разница в 20 раз! Более того, выслушав диагноз и результаты анализов Ларисы, столичные медики пояснили, что она безоговорочно относится к категории пациентов, подпадающих под государственные квоты – ведь необходимость в операции очевидна. Но даже если бы она не проходила по квотам и пришлось бы оплачивать полную стоимость, всё вместе не превысило бы сотни латов.

Как такое вообще может быть?! Неужели Даугавпилс и Рига находятся в разных государствах с разными законами и степенью защищенности прав пациентов? Или всё дело – в организации здравоохранения и отношении к пациентам со стороны как руководства ДРБ, так и нашего города в целом?!

История Ларисы, слава Богу, завершилась благополучно – она с огромной благодарностью вспоминает операцию, успешно проведенную прекрасным рижским доктором Инетой Бертс. Кстати, ждать операции ей пришлось всего лишь чуть более месяца, да и то перед ней извинились, что так «долго» - наплыв пациентов большой. Вспомнив запись-«лотерею» в Даугавпилсской больнице, Лариса на это только улыбнулась…

Но кто даст гарантию, что столь же благополучный исход будет у других даугавпилчан, ждущих и не могущих дождаться необходимых обследований, операции или других медицинских манипуляций? Что делать тем, кто по каким-либо причинам не может поехать лечиться в другой город, а таких денег, которые требуют «за срочность» в Даугавпилсе, никогда и в руках не держал? Да и почему, собственно говоря, жители нашего города, платящие здесь налоги, должны искать, куда бы поехать на лечение – если на месте есть крупная больница, оснащенная современной техникой не хуже столичных клиник? И как получается, что в ДРБ постоянно не хватает средств на самое главное – лечение больных?

То, что стиль работы как нынешнего, так и предыдущего руководства Даугавпилсской региональной больницы никак нельзя назвать правильным, а использование средств – рациональным, вынуждено было признать даже руководство Даугавпилсской городской думы. К примеру, во время прошедшей на прошлой неделе пресс-конференции вице-мэр  Петерис Дзалбе подтвердил, что ремонт ДРБ и закупка оборудования проводились за счет отправки медицинского персонала в неоплачиваемые отпуска. А мэр  Янис Лачплесис отметил, что наша больница – единственное не только в Даугавпилсе, но и во всей Латвии учреждение, которое, имея городское самоуправление в качестве акционера с более 50% акций, любые договора подписывает без согласования с ним.

Удивляет лишь то, что обо всём этом «отцы города» заговорили впервые только сейчас, когда к многочисленным жалобам даугавпилчан прибавились акты проверок ДРБ со стороны государственных структур. Впрочем, возможно, хоть сейчас в сфере даугавпилсской медицины произойдут какие-нибудь изменения к лучшему. Так что, надежда у даугавпилчан есть – по крайней мере, у тех, кто до этих изменений доживёт.

Комментировать 46