Президент: без сотрудничества с Россией нам невозможно вести хозяйство в принципе 10

Бизнес становится все более сложным, продолжается глобализация. Частные предприниматели с этим справляются, но нужно следить за государственными предприятиями и дорогостоящими проектами, считает президент Андрис Берзиньш.

Интервью, которое он дал Dienas Bizness, в основном шло вокруг прагматических, хозяйственных вопросов, не решив которые, не может стать благополучным ни одно государство. Комментируя формирование правительства, президент отметил: оценивать, насколько хорош новый Кабмин, будет можно, лишь когда процесс раздачи министерских портфелей завершится – но люди, которые вовлечены в этот процесс, опытны, и лично он надеется, что компромисс будет достигнут. А до 4 октября (дня очередных выборов) у нового правительства будет время себя зарекомендовать, решая практические вопросы.

Таких вопросов перед Латвией много, пояснил Берзиньш. В первую очередь это распределение денег из фондов ЕС, выделяемых на следующий планировочный период – до 2020 года. Не менее важны вопросы долгосрочной энергетической политики. Планируемое открытие рынка электроэнергии с 1 апреля с.г. для частных лиц – это очень большой и сложный шаг, сказал он.

Особенно трудной ожидается либерализация газового рынка. Как известно, Latvijas gāze апеллирует к своему договору о приватизации, который гарантирует концерну сохранение монополии до 2017 года. Если открыть рынок раньше – Латвийскому государству снова грозят убыточные судебные тяжбы... Со стороны выглядит, словно газовщики тянут время. Однако президент Берзиньш на эту ситуацию смотрит под другим углом. Он считает, что никто сроков не затягивает – главный вопрос в другом: а есть ли у Латвии вообще реальный альтернативный источник поставок газа, кроме российского Газпрома?

«Пока такого нет, либерализация – это лишь слова. Тут нужно работать практически, иначе получится как с присоединением к бирже электричества Nord Pool. Мы всё сделали, рынок открыли – а технического соединения с Nord Pool толком нет. И теперь мы смотрим на разницу в ценах на бирже Nord Pool в Латвии и Литве. Но по сути – мы не сделали основных вещей, – сказал политик. – Я надеюсь, что с газом мы такой ошибки не повторим и в первую очередь решим практические вопросы с альтернативными поставками».

Президент признал: это также вопрос финансирования, и решать его следует не только на деньги ЕС, но и через вовлеченность Латвийского государства. Пока Латвия не соединена с альтернативными источниками газа, все разговоры о либерализации газового рынка останутся лишь политикой, убежден Берзиньш. Да и возможностей такого альтернативного соединения существует не много. Самый реальный вариант – Польша с ее сланцевым газом. И если сделать всё технически правильно, может быть, цены и не станут выше.

Но если только разглагольствовать – обыватели правы: какой смысл в свободе рынка, если она бьет их по карману? «И на предпринимателей эти цены у нас влияют, даже с еще большей силой. Если у соседа эта цена ниже, наша конкурентоспособность очевидно движется не в том направлении, куда мы хотели бы. Мы не оцениваем эти вопросы взаимосвязанно и практически», - говорит президент.

Чтобы требования директив ЕС о либерализации рынков стали выгодны для Латвии с ее крошечным населением, нужны решения как минимум балтийского уровня, считает Берзиньш – такие, что позволят региону выйти по конкурентоспособности хотя бы на уровень небольшой германской провинции.   Признавая, что с балтийским сотрудничеством не всё ладно, Берзиньш тем не менее указал: хотим мы или не хотим, налогом существования Балтийских стран является поиск четких решений.

«Легче всего кого-то обвинять – ЕС, например. Но никто не запрещает нам себя защищать и действовать практично. Точно так же нельзя сказать, будто сотрудничества между странами не происходит. В частном бизнесе это давно произошло – сильнейшие покорили всю Балтию. За этим должны последовать вещи, которые стоят очень дорого: например, единые распределительные сети (хотя этот вопрос актуален уже лет десять). Будь они у нас, вопрос межсоединения между Эстонией и Литвой давно был бы решен», – поделился президент. Он убежден, что у Латвии сегодня достаточно мощностей для отстаивания своих интересов на уровне Балтии.

Говоря о предвыборной риторике, затрагивающей вечные темы – продажу земли иностранцам, латвийско-российские отношения, – Берзиньш подчеркнул, что «шуму сейчас больше, чем той оставшейся земли, и думать нужно было раньше», а Россия была, есть и, хочется надеяться, останется ближайшей соседкой Латвии. Рост торгового оборота между нашими странами указывает на положительное развитие отношений, и этот рост отвечает интересам Латвии как транзитной страны. «Без сотрудничества с Россией нам пришлось бы забросить свое хозяйство в принципе», – подчеркнул президент.

Комментировать 10