Марис Краутманис: Латыши без интересов 5

В Западной Европе о санкциях против России много говорится, однако в реальных экономических отношениях ничего значительно не изменились – Германия продолжает покупать российский газ, Франция не разрывает договор по военным кораблям Mistral, Великобритания продолжает поставлять россиянам разнообразную военную технику. 

Воинственные политики болтают о России, а бизнесмены продолжают торговать. 

Это правильно – мудрая народная поговорка говорит, что с врагом не надо пить вместе, а вот торговать надо. Возможно, напрямую поставлять россиянам оружие – не лучшая идея, однако торговать – мысль хорошая. Сейчас россияне с украинцами воюют, но когда-нибудь, на следующем повороте истории, вспомнят, что братья, и помирятся. Латыши только помашут платочками и удивятся, почему у нас так не получается. 

Санкции правительств западных стран против Путина применяются так, чтобы они не создавали больших убытков своей экономике. Литва тоже показывает, что выучилась этой игре – среди европейских стран литовцы вроде бы выступают с сердитой антироссийской риторикой, а в реальной жизни недавно получили большие скидки на российский газ. Литовцы в вопросе Украины, Молдовы и Грузии ясно осознают интересы своей страны – взяв на себя роль посредников по экспорту демократии, они планируют войти в экономику этих стран, обеспечив прибыль своим предпринимателям.

К сожалению, Латвия в крупных беспорядках на постсоветском пространстве не видит шанса получить какую-нибудь выгоду для себя и напрашивается только на потери.

Латвийские власти не знают, каковы интересы Латвии, чего Латвия пытается достичь. Уже второе десятилетие латвийская политическая элита плывет по течению и полагаются на то, что скажет какой-нибудь западник – эксперты Международного валютного фонда, Совет иностранных инвесторов, фонд Сороса, клерки Евросоюза в Брюсселе, военные НАТО, посол США, скандинавские банкиры. Перед всеми этими влиятельными людьми наши покорно гнут спины. В отношениях с Россией порой кажется, что наши перестарались и запрягли Латвию не только впереди телеги, но и впереди лошади – пока Западная Европа и США только теоретизируют про санкции, латвийские должностные лица уже практически приступили к разрушению отношений с Россией. Однако это разрушение отношений без цели, направления и выгоды. 

Когда мэр Вентспилса Айвар Лембергс напомнил, что у Латвии есть свои интересы, против него была задействована ругательная машинерия и репрессивные органы. За последние десятилетия бесстыдной пропагандой в головы вбито, что все богатые латыши свои деньги не заработали, а украли или отняли. Так как одновременно против всех зажиточных выступить нельзя, выбрана тройка самых активных, видных, энергичных латвийских бизнесменов, которым налеплен ярлык олигархов. 

Во второй половине 19-го века родилось движение младолатышей – энергичные предприниматели, без которые вряд ли бы появилась сама идея Латвии как государства. Их в школах пытаются изображать поэтическими идеалистами с бледными щеками, однако они были предпринимателями, которые умели заработать деньги, большую часть полученного отдавая латышской культуре, общему благу народного хозяйства и политики. Младолатыши считали, что капитал правит миром, что латышам надо научиться торговать, нужно заниматься морским делом, что предприимчивым латышам надо включаться в хозяйственную жизнь России. «Это не правда, что Бог создал этот мир как рабскую плантацию для человека. Он хочет, так он задумал, чтобы у всех людей в этом мире жизнь складывалась. Он хочет, чтобы все на этой земле были счастливы. Это греховная ошибка – высмеивать этот мир с его благами, ленью и непониманием самому на себя возлагать крест, и тогда, глядя вверх, говорить: там, там, там будет конец всех бед. Это грех. Тебе нужно собрать блага на этой земле: тебе нужно заботиться о твоем благосостоянии…» 

Младолатыши высказали много практических предложений для капиталистического развития Латвии.

Хорошо, что тогда не была фейсбука и твиттера. Латыши съели бы младолатышей без соли, потому что это раздражает, когда кто-то из латышской среды поднимает голову.

В начале двадцатого века с большими достижениями в предпринимательстве выдвинулся Аугуст Домбровскис, который построил дворец в Зиемельблазме. Когда первый дворец сожгла карательная экспедиция казаков, он построил на этом месте новый дворец. В наши дни, чтобы справиться с Аугустом Домбровскисом, не нужно черной сотни – в СМИ и социальных сетях его обзовут олигархом, не пустят в политику и разотрут по земле. В наши дни популярны другие домбровскисы. Валдис, который, тормозя развитие своей страны, выслужился в глазах иностранных советников до кандидата на высочайшие должности Европы, Вячеслав, который открыто лоббирует иностранные предприятия, добиваясь выгодных им, но вредных для латвийских бизнесменов поправок к законам. Аугусту Домбровскису в наши дни пришлось бы трудно. Как-то так вышло, что мысль об интересах Латвии вычеркнута из коллективного сознания и занимает одно из последних мест. 

Комментировать 5