Цены растут, хотя должно быть наоборот. Почему? 25

С сентября по декабрь — рост. И если подорожание овощей и фруктов еще можно объяснить — сезонный товар, то как падать. Не тут–то было. С сентября по декабрь — рост.

И если подорожание овощей и фруктов еще можно объяснить — сезонный товар, то как понимать подорожание молока, творога, сливочного масла, куриных и свиных окорочков, хлеба?

По данным Центра содействия сельскохозяйственному рынку за четвертый квартал, молоко подорожало аж на 15%, с 0,94 до 1,08 евро за литр, сливочное масло — на 13%, с 6,20 до 6,96 евро за килограмм, молочный шоколад — на 11%, с 1,15 до 1,27 евро за 100 граммов, творог — на 11%, с 4,57 до 5,07 евро за килограмм, ржаной хлеб — на 7%, с 1,03 до 1,10 евро за килограмм, куриные окорока — на 6%, с 3,05 до 3,24 евро за килограмм, копченый свиной окорок — на 3%, с 5,87 до 6,06 евро за килограмм…

— Если в конце лета после введения российского эмбарго наблюдалось снижение цен на молочные продукты — много было акций, то потом ситуация изменилась, — обрисовывает ситуацию глава Центра содействия сельскохозяйственному рынку Ингуна Гулбе. — А ведь за это же время закупочные цены на сырое молоко упали в разы, на мировых биржах снизились цены на зерно.

Добавим и существенное снижение цен на топливо — для торговцев, производителей резко подешевела доставка товара. 

По словам Гулбе, производители и торговцы призывают жителей к патриотизму, выделяют на полках товары «Покупай местное».

Но можно ли взывать к патриотизму, одновременно набивая карманы?

У производителей такой ответ: подорожала электроэнергия, раньше все росло, а мы цены поднимали лишь чуть–чуть. Сейчас, мол, наверстываем упущенное. Неправда.

Когда в 2013 году пошли в рост закупочные цены на молоко, производители тут же заявили о повышении цен и на конечные продукты — от молока до творога, сметаны, сыра и масла. Поднять цены подняли, но вот опускать не спешат.

Представитель Rimi Даце Валнере говорит, что летом 8 молочных предприятий объявили о снижении цен на 200 наименований молочных продуктов. Но часть предприятий снизили цены временно, до конца сентября. Сами же торговые сети по сравнению с 2013 годом закупочные цены не меняли.

Но кто мешает торговцам сбивать цены с помощью увеличения поставок той же молочной продукции из соседних стран — Литвы, Эстонии, Польши? Это остудило бы пыл местных переработчиков. А патриотизмом мы уже за эти годы сыты по горло. 

Цены растут, а качество многих продуктов оставляет желать лучшего. Взять тот же хлеб. Кто–то скажет, что в советское время он был не лучше, просто это так кажется старшему поколению — в молодости и трава, мол, была зеленее. Но вот что говорит знакомый специалист, который и тогда работал в хлебобулочной отрасли.

— Тогда была мука трех сортов — высшего, первого и второго. Сейчас такого понятия, как мука высшего сорта, в Латвии нет. Есть четыре типа муки, и получают их, смешивая муку разного качества. Если приравнять нынешние типы муки к советской, то хлеб сейчас печется из той, качество которой чуть выше муки первого сорта. А раньше первый сорт использовали мало. Он шел в основном как добавка к смешанным сортам. А в России осталась та же номенклатура сортов муки, что и в советское время: высший, первый, второй. Но главное даже не это. Хлеб хорошего качества там пекут из муки высшего сорта.

По словам Ингуны Гулбе, хлеб в Латвии отнюдь не дешевый, как хотят представить некоторые умники: мол, поезжайте и посмотрите, сколько стоит на Западе.

— Другое дело, что почти в каждой сети есть один сорт дешевого хлеба, потому что у нас низкая покупательная способность населения, — говорит Гулбе.

В том, что выросли цены на овощи и фрукты, виноват не только сезонный фактор. Продавцы винят оптовые базы.

— Я почти каждый день хожу по магазинам и рынкам, — рассказывает один из бывших руководителей Агенскалнского рынка Захар Ицкович. — Цены на овощи, фрукты по сравнению с прошлым годом даже выросли. Спрашивал на рынках у арендаторов торговых мест, почему так дорого. Ответ один: «Оптовики поднимают». Допускаю, что под разговоры о дешевых овощах и фруктах из Польши оптовики хорошо навариваются — и на той продукции, и на латвийской.

Тем не менее государство заявляет, что помощь селянам все увеличивается. Если, например, раньше не облагалось акцизным налогом 80 литров дизельного топлива для обработки одного гектара сельхозземли, то по новым нормам это будет 88 литров. А всего, по данным Службы поддержки села, в 2013–2014 годах 17 771 хозяйство получило 108 992 100 литров топлива без акциза.

— Вы думаете это большая помощь — 88 литров на один гектар земли? — усмехается руководитель самого крупного в стране овощеводческого кооператива MUsmAju dArzeNi Эдите Страздиня. — Овощеводам под свою продукцию на гектар нужно в среднем 150–160 литров. А в Польше государство освобождает от акциза все топливо, которое используют крестьяне в сельском хозяйстве! И кто–то еще спрашивает, почему их овощи и фрукты дешевле.

Хотя дешевле они могут быть в Польше. У нас и польская продукция становится все дороже…

В этом году в ЕС должны отменить квоты на производство молока. Германия, Голландия, Дания пока вынуждены сдерживать производство, но после снятия квот оно зальет рынок и цены упадут еще ниже. Это в Европе. А что будет в Латвии — непонятно. Вот когда речь идет о политике, то наши соловьи поют о едином подходе с ЕС, об общей европейской семье. Но почему–то когда дело касается цен на продукты, мы играем по особенным правилам — призываем к патриотизму, к поддержке переработчиков, села. За чужой счет.

Комментировать 25