Где будут лечить зубы горожане? 23

Лечение зубов и десен, протезирование – эти вопросы всегда актуальны. А без хорошего оснащения и, что самое главное, без хороших специалистов в медицине обойтись невозможно. Разумеется, в наше время услуги стоят денег, и часто – немалых, по меркам небогатого латгальского региона.

Что происходит в отрасли сегодня, как обстоят дела в масштабе нашего города и не только – об этом рассказывает  Вацлав Ясвин, руководитель Даугавпилсской стоматологической поликлиники, единственного в Латвии медицинского учреждения такого рода.

Будучи обществом с ограниченной ответственностью, поликлиника находится на полном самообеспечении. «Любые траты – от канцелярских принадлежностей до ремонта и зарплат врачей – покрываются из денег, полученных за оказанные услуги, – поясняет В. Ясвин. – Только детям до восемнадцати лет услуги оплачиваются через  Национальную службу здоровья. Мы должны планировать свою деятельность так, чтобы не идти с протянутой рукой в Думу или в Министерство здравоохранения».

Расценки

Прейскурант цен экономически обоснован (для его утверждения проводилось специальное исследование), и просто так повысить или понизить расценки нельзя. По сравнению с республиканским уровнем у нас цены средние, близки к низким (прейскурант – на домашней страничке поликлиники http://www.zobi.daugavpils.lv/ru).

В свою очередь, качество современной зубоврачебной практики в Даугавпилсе не уступает общеевропейским стандартам. Что в Берлине, что в Лондоне – везде стоит та же техника, применяются те же материалы и технологии; да и подготовка специалистов везде одинаковая. Вот и едут к нам лечить зубы вчерашние горожане, а сегодняшние эмигранты: навещают родные места – и тут же записываются к стоматологу. Поэтому несмотря на фактическое уменьшение городского населения поток пациентов в поликлинику не ослабевает. Кроме того, на лечение приезжают и жители края. Даже по сравнению с рижскими наши цены намного ниже – и пациент оттуда вправе приехать к нам за помощью.

Частная практика

Есть ли конкуренция со стороны частных практик, и как она влияет на цены? В. Ясвин поясняет: «Конкуренцию ощущаем – в городе два с половиной десятка частных кабинетов. В принципе, это бывшие наши врачи, пожелавшие работать самостоятельно. Цены у них немного выше тех, что в поликлинике. У них ниже накладные расходы, нет административного аппарата, но, вместе с тем, они нуждаются в дополнительном оборудовании. Например, к нам направляют пациентов для рентгеновских снимков. Согласно Правилам Кабинета министров, все частные зубоврачебные кабинеты должны иметь дентальные рентгеновские аппараты, но из-за высоких расходов на их содержание не все ими пользуются». В этом смысле частные стоматологи работают аналогично семейным врачам: при необходимости они выписывают направление к тому или иному специалисту, имеющемуся в штате поликлиники. «Пусть пациент сам выбирает, куда ему идти, – считает В. Ясвин. – Нам частные практики не мешают... Главное, чтобы у человека были средства посетить врача два раза в год».

Боль

Многих останавливает элементарный страх перед бормашиной. Доктор Ясвин признает эту проблему, однако полагает, что нынешняя стоматология шагнула далеко вперед. Современное оборудование с турбинным наконечником имеет скорость вращения бора до 300 000 оборотов в минуту (в конце советского времени – 80 000 об./мин.), есть охлаждение водой и воздухом.

В Даугавпилсской стоматологической поликлинике оборудование менялось неоднократно. Анестезия делает процесс лечения комфортным, но использовавшийся ранее двухпроцентный новокаин просто не мог обеспечить качественного обезболивания – сейчас это уже история. «Нужно знать о том, что воспаленные ткани анестезия вообще берет неохотно. Однако многое зависит от профессионализма врача, – отмечает В. Ясвин. – можно достичь стопроцентного обезболивания».

Как бы то ни было, до распухшей щеки лучше дело не доводить. В последнее время, с точки зрения В. Ясвина, ситуация улучшилась: запущенных случаев стало меньше, появились эффективные средства гигиены, люди чаще занимаются профилактикой.

Обслуживание людей с ограниченными возможностями

В прошлом году, в конце лета, выполняя Правила Кабинета министров о доступности медицинских услуг для всех посетителей, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями, поликлиника открыла кабинет с отдельным входом. У тротуара выделены два специальных парковочных места, кнопка звонка расположена так, чтобы до нее легко достал сидящий в коляске человек. Пологий подъем без ступенек, небольшой холл, оборудованный для нужд посетителей санузел и, наконец, рабочее место врача с аппаратом для рентгеновских снимков. Кабинет востребован ежедневно, в 2014 году тут побывали 344 посетителя.

Здесь же, используя возможность отдельного входа, лечат зубы заключенным. Государство гарантирует им удаление зубов, но попавшие в места заключения люди вправе получать и лечение – уже за свои деньги. В прошлом году было 446 таких пациентов.

«Любые траты – от канцелярских принадлежностей до ремонта и зарплат врачей – покрываются из денег, полученных за оказанные услуги».

Поликлиника оказывает и услуги на дому – есть возможность выезда на дом к тем, кто сам передвигаться не может. Расценки не отличаются от обычных, разве что добавляется оплата транспорта (перевозка и ожидание). На выезде проводится лечение зубов (имеется переносная бормашин), удаление, протезирование – практически все, кроме рентгеновских снимков. Но для человека, не имеющего никакой иной возможности избавиться от зубной боли, и это – благо. Достаточно позвонить в регистратуру и оговорить такую возможность.

В 2014 году помощь на дому получили 104 человека.

Кто будет работать завтра

Средний возраст врачей Даугавпилсской стоматологической поликлиники превышает 50 лет.  «Сегодня в поликлинике работает 35 врачей, – рассказывает В. Ясвин. – Да, специалистов не хватает. Мы могли бы принять еще 8-10 врачей». Но способные студенты, пройдя у нас практику, уезжают – не подходит регион, город. Стоматологи стремятся в столицу, где заработок в 2-3 раза выше. Чтобы получить узкую специализацию, после института врач должен пройти трехгодичную резидентуру, а на челюстно-лицевого хирурга, к примеру, нужно учиться в общей сложности 14 лет. Количество мест ограничено, и было бы разумным предоставлять возможность резидентуры региональным стоматологам. Пока же в борьбе за одно-два места конкурируют претенденты со всей страны, и часто их занимают рижане. Изменить такое положение дел на локальном уровне невозможно – тут должно проявить себя государство.

Работа стоматолога сродни работе архитектора, художника – нужно видеть и понимать объем, иметь пространственное мышление. Профессор Доминик Калвелис, ведущий ортодонт своего времени (у него учился В. Ясвин), говорил, что стоматология – это и наука, и искусство.

Хочется верить, что Даугавпилс не утратит накопленных за десятилетия традиций, а горожане смогут и в дальнейшем получать весь спектр стоматологических услуг.

Комментировать 23