Прибалтийский переполох. Каков привет – таков ответ 41

Первая рабочая неделя после Лиго в Латвии и в странах Балтии началась с большого переполоха.

Информационные агентства сообщили, что российская Генеральная прокуратура приняла к рассмотрению заявление двух депутатов Государственной думы, в котором те просят оценить законность признания государственной независимости странами Балтии в 1991 году. В заявлении депутатов указано, что признание независимости стран Балтии является преступным деянием и «особо опасным государственным преступлением», которое «причинило огромный ущерб государственному суверенитету, безопасности и оборонным возможностям».

На происходящее быстро отреагировали латвийские политики. Действующий президент Андрис Берзиньш и Министерство иностранных дел сошлись во мнении, что соответствующая инициатива полностью неприемлема и абсурдна.

Уже 1 июля латвийскую и европейскую общественность поспешил успокоить министр иностранных дел России Сергей Лавров, который уверял: «Я ничего не слышал о таком обращении. Я знаю, что у нас со странами Балтии существуют дипломатические отношения и межгосударственные договора». После этого Российское посольство в Латвии распространило сообщение, что нет юридических оснований подвергать сомнению  независимость стран Балтии. В свою очередь Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, сообщил, что Кремль не был ознакомлен с данной инициативой депутатов. Отреагировала и российская Генеральная прокуратура, сообщившая, что у просьбы депутатов Госдумы оценить легитимность признания независимости стран Балтии нет юридической перспективы.

Можно на этом конфликт считать исчерпанным и успокоиться? Ни в коем случае, считает известный латышский журналист Юрис Пайдерс, рассматривая данный вопрос на портале nra.lv. По его мнению, конфликт только разгорается. Вопрос с признанием независимости стран Балтии с разницей в две недели совпадает с другим юридическим прецедентом. 17 июня на все российские государственные активы и имущество бельгийский суд наложил арест – чтобы исполнить решение Гаагского арбитражного суда от 18 июля 2014 года о взыскании с России 50 млрд долларов в пользу бывших владельцев концерна ЮКОС. Это решение в течение года Россия не исполнила и исполнять не собирается, поскольку соответствующую конвенцию не ратифицировала и юрисдикции Гаагского арбитражного суда на своей территории не признает.

Как только начался процесс ареста российского имущества, многие западные аналитики прогнозировали незамедлительный российский ответ. Ответ Кремля был строго симметричным. На один юридический абсурд, ставящий под сомнение суверенное право России вершить суд на своей территории и над находящимися под ее юрисдикцией предприятиями, последовал другой юридический абсурд. В течение двух недель был сфабрикован депутатский запрос о признании независимости стран Балтии. Более того, Комитет по международным делам Госдумы России готовит документ, осуждающий «аннексию», осуществленную в 1989 году Федеративной Республикой Германия (ФРГ) над Германской Демократической Республикой (ГДР).

По мнению Юриса Пайдерса, мораль тут одна: в США и Европе сильны позиции тех, кто своей главной задачей считает провоцирование России. Международная обстановка накалена, но есть желающие накалить ее еще сильнее. Чтобы вызвать Россию на агрессивные ответные действия, они используют практику мелких и крупных провокаций, но при этом совершенно не учитывают, что ответ России затронет нас – ближайших соседей этой страны.

Комментировать 41