Что происходит в даугавпилсской полиции? 36

В минувшую субботу в Даугавпилсе хоронили полицейского, покончившего жизнь самоубийством.

Это уже не первый случай, когда латгальские стражи порядка выбирают такой трагический путь ухода из жизни

Когда журналисты пытались выяснить в Госполиции, что же заставило полного сил мужчину, профессионала-полицейского, прослужившего 15 лет в органах, бывшего на хорошем счету и имевшего награды и поощрения, решиться выстрелить в себя из табельного оружия, то в ответ получали только подтверждение самого факта самоубийства и сообщение о том, что самоубийство совершено по личным мотивам и не связано с выполнением служебных обязанностей. Более того, журналистам приходилось выслушивать беспочвенные обвинения в том, что они, собирая информацию и публикуя материалы на эту тему, якобы пытаются сделать сенсацию на горе близких погибшего.

Таким «правдолюбцам», спасающим честь мундира, а потому сразу заявляющим, что гибель полицейского не связана с его работой, хочется ответить: в провинциальном Даугавпилсе такая трагедия большинством жителей воспринимается как личная, и вполне естественным является  стремление людей разобраться – что же послужило ее причиной, где не досмотрели и как проглядели надвигающуюся беду?

Если из жизни уходят люди, которых вспоминают как добрых, отзывчивых и готовых прийти на помощь – значит, не все благополучно в нашем обществе. Недавняя гибель даугавпилсского полицейского стала очередным звеном в цепочке попыток свести счеты с жизнью, предпринятых латгальскими стражами порядка, что еще раз свидетельствует: не все благополучно и в органах правопорядка. Поднять проблему трагического суицида, затронувшую и органы безопасности, – это первый шаг в попытке ее решить и тем самым уберечь близких и знакомых, которые, возможно, подошли к такой же опасной черте.

Пуля в висок

В 2002 году в своем рабочем кабинете был найден застреленным шеф Экономической полиции города Янис Силадиевиньш. Почти сразу была обнародована официальная версия трагедии: это не суицид – полицейский случайно пустил себе пулю точно в висок. Высказывалась масса версий. В СМИ появилась информация, что смерть Яниса Силадиевиньша связана с делом убитого Вячеслава Лисцова, главы Службы госдоходов Лудзенского района. А то дело, в свою очередь, было связано с латгальской контрабандой и возможным участием в ней политиков и сотрудников правоохранительных органов.  

По другой версии следовало, что к делу может быть причастен брат Силадиевиньша, одолживший президенту дышащей на ладан типографии SAB Юрию Горячеву 250 тысяч долларов, которые тот не смог отдать, в результате чего лишился и типографии, и принадлежащего жене Раисе фотосалона Kodak. Еще появилось предположение, что Силадиевиньшу захотелось пощекотать нервы и поиграть в «русскую рулетку». Говорили, что Янис увлекся игровыми автоматами и для игры брал деньги в долг у бизнесменов. Последние потребовали вернуть долг или оказать некую услугу, на что полицейский не пошел по моральным соображениям. Супруга погибшего работника полиции отметила, что у мужа были проблемы, связанные с работой.

Несмотря на то, что велось расследование, сразу же была высказана официальная версия произошедшего: смерть полицейского – роковая случайность, он не застрелился, а случайно пустил себе пулю в голову.

В итоге служебной проверки выяснилось, что произошло распитие алкогольных напитков на рабочем месте. Экспертиза обнаружила в организме Силадиевиньша 2,36 промилле алкоголя. Во время проверки было также установлено, что смерть не связана с выполнением служебных обязанностей, а наступила по причине неосторожного обращения с оружием: Силадиевиньш, будучи в состоянии алкогольного опьянения, выстрелил в себя.

Выстрел на охоте

Пять лет назад в Даугавпилсе был застрелен Янис Лигнарскиc,  руководитель следственной группы по делу об убийстве вице-мэра Григория Немцова. Гибель следователя близкие убитого вице-мэра связывали со следствием по данному делу. И возможным исчезновением из материалов дела компромата, который собирал  Григорий Немцов.

Григорий Немцов был убит неизвестным киллером 16 апреля 2010 года. Следователя, ведущего его дело, убили спустя полгода, 10 октября. Застрелили в лесу, во время охоты на кабанов, хотя сорокалетний Янис Лигнарскис был опытным охотником, возглавлявшим охотничий клуб SEIĻI. Выстрел по неосторожности произвела участвовавшая в охоте женщина 1980 года  рождения. Это была ее первая охота. Алкоголя, как показала экспертиза, женщина не принимала.

По факту было начато расследование. Было доказано, что пуля отрикошетила от дерева и попала в грудь Лигнарского.  Все версии происшествия на охоте, связанные с профессиональной деятельностью погибшего, полиция  сразу же отвергла. Спустя два года суд полностью оправдал женщину, убившую следователя. Не стали доказательством вины и предсмертные слова Лигнарского, обращенные к женщине, которая была его близкой подругой, а затем выстрелила в него во время охоты: «Зачем же ты так? Что я тебе плохого сделал?» Эти слова были услышаны и затем засвидетельствованы в суде другим участником охоты, подбежавшим к Лигнарскому, когда тот был еще жив и в сознании. Он же поведал суду, что погибший, падая, успел обернуться и увидеть, как женщина опускает карабин...

Случайный выстрел

В начале прошлого года начальник Резекненского участка Госполиции Игорь Трофимов тяжело ранил сам себя из пистолета ТТ. В тот роковой вечер глава Резекненской полиции, возвращаясь домой, оступился, и пистолет, находящийся в кармане полицейского, самопроизвольно выстрелил. Трофимов получил тяжелое ранение в живот. Как и в случае гибели даугавпилсского полицейского, по факту огнестрельного ранения было начато уголовное дело.

И  буквально сразу руководитель Главного управления полиции заявил: они считают, что ранение резекненского полицейского – это несчастный случай. Как затем сообщил представитель  Госполиции, причиной несчастного случая стало отсутствие у оружия предохранителя. Проведенные анализы показали, что в момент происшествия начальник полиции был сильно пьян: в его крови обнаружили 2,35 промилле алкоголя.

Если полицейские, которые по роду своей деятельности должны нас защищать, перед реалиями нашей жизни сами оказываются незащищенными и в социальном, и в психологическом плане и профессиональный стресс снимают алкоголем – что тогда говорить об остальных латвийцах?..

Как помочь полицейскому?

Решение на государственном уровне проблем полиции и суицида в Латвии уже давно назрело. По сути, самоубийство – это сигнал, что в обществе не все благополучно. В последние годы Латвия по количеству суицидов уверенно держит 2-е место в Евросоюзе и 10-е в мире. И при этом практически ничего не делает, чтобы как-то изменить ситуацию в лучшую сторону.

Например, в соседней Литве при Министерстве здравоохранения начало работать Бюро по предотвращению самоубийств. Перед бюро поставлена цель –  выполнять анализ  ситуации с самоубийствами в стране, проводить информационную кампанию в обществе и подготовить предложения различным госучреждениям по предотвращению самоубийств. В бюро работают  психологи, психиатры и социальный работник.

У нас в Латвии не сделано даже этого. Разве что каждые вновь назначенные премьер и правительство в очередной раз пообещают повысить зарплату полицейским.

Кстати

Всего в латвийской полиции работает около 8 тысяч сотрудников, в Латгальском региональном управлении полиции – более 750. Латгальская безработица сводит на нет проблему полицейского кадрового голода в регионе, однако из-за нищенских зарплат и в Госполиции в целом, и в Латгалии, в частности, профессиональные кадры уходят с госслужбы в частный сектор. Целенаправленное снижение зарплат работников МВД проводится уже пять лет. И средняя заработная плата латгальских полицейских составляет 570–700 евро (до вычета налогов), что минимум на 10% меньше, чем средняя по всей Латвии.

Такая зарплата не соизмерима с риском и уровнем опасности в работе полицейских. А ведь есть еще и такие проблемы, как сверхнормативная нагрузка, слишком плотный график дежурств, рост преступности.

Комментировать 36