Почему педофилам в Латвии жить хорошо? 23

В обществе начата кампания за ужесточение наказаний для педофилов

Мэр Риги  Нил Ушаков («Согласие»), депутат сейма  Андрей Элксниньш («Согласие»), Раймонд Элбакян (Ghetto Games), Андрис Морозовс (движение «За спортивное общество»), Сандрис Бергманис из STOP Drugs вышли с предложением подготовить поправки к Уголовному закону, направленные на ужесточение наказания за сексуальное насилие против детей.

В том числе начат инициированный данными организаторами сбор 10 000 подписей на общественной платформе manabalss.lv для подачи петиции в парламент – о более жестких наказаниях сексуальным насильникам, их химической кастрации и создании общедоступного регистра педофилов, в котором каждый из нас мог бы узнать, где эти насильники живут, а самоуправления могли бы более тщательно патрулировать эти районы, чтобы не допустить беды.

Нил Ушаков на своей странице в социальной сети разместил следующее сообщение: «Две недели назад у всех у нас в Латвии состояние абсолютного шока вызвала новость о том, что два лиепайских педофила в качестве наказания были приговорены к исполнительным работам.

Потом звучали объяснения, оправдания, размышления. Говорилось о том, что раньше наказания были мягче, но теперь их наконец-то ужесточили. Прокурор, которая представляла государство в этом судебном процессе, договорилась даже до того, что принудительные работы для лиепайских педофило - это нормально. Зато разные специалисты включились в дискуссию с разными мыслями о том, как лучше всего перевоспитывать педофилов. Может, их действительно не надо наказывать, а просто поговорить с ними?

От каждого такого объяснения или оправдания чувство злости становится только сильнее и сильнее. Особенно после слов прокурора, которая сказала, что раз непосредственно изнасилования не было, то и сажать никого не надо.

Я считаю себя человеком очень либеральным и толерантным. Но у всего есть свои границы. Особенно когда речь идет о сексуальном насилии по отношению к детям. Я не хочу слушать дискуссии о том, как лучше перевоспитывать педофилов. Я хочу дискуссии о том, как их надо наказывать. Чтобы педофилам было страшно. Чтобы каждый раз наказание становилось назиданием и для всех тех, кто еще не дошел до психолога», – сообщил на своей странице Нил Ушаков.

Общественная инициатива

По мнению авторов инициативы, Сейм Латвии должен максимально ужесточить наказание за сексуальное насилие против детей, и депутатов можно убедить это сделать, ведь ранее им уже удалось совместными усилиями заставить сейм ввести уголовную ответственность за торговлю спайсами.

Помимо увеличения сроков заключения за сексуальное насилие против детей предлагается ввести еще две нормы: химическая кастрация (эта норма должна применяться в определенных случаях, как дополнительное наказание) и обязательный публичный регистр (данные о каждом, кто хотя бы раз привлекался по статьям за сексуальное насилие против детей, должны быть включены в доступную для всех базу данных).

Ghetto Games

Лидер молодежного движения Ghetto Games Раймонд Элбакян считает: коль мы живем в правовом обществе, то безопасность детей должна быть обеспечена в первую очередь. Преступления, совершенные в отношении детей, должны быть строго наказуемы.

«Списки педофилов следует публиковать – эта мера позволит обществу держать детей на расстоянии от людей, совершивших преступление, – поясняет Р. Элбакян. – В свою очередь, химическая кастрация – это один из возможных вариантов, в мире такой опыт есть. Педофил ведь не станет создавать семью, имея явное отклонение, по крайней мере, так он будет безопасен». Р. Элбакян заверил, что его организация предпримет все необходимые усилия для сбора нужного количества голосов для продвижения инициативы на портале manabalss.lv.

Ghetto Games – это самая крупная детская организация в Латвии, в которой участвует приблизительно 12 000 детей и подростков, занимаясь разными видами спорта. Основа Ghetto Games – спорт, жизнь без преступлений и наркотиков.

«За Спортивное Общество»

Представитель движения «За спортивное общество» Андрис Морозовс сообщил, что предложения по содержанию общественной инициативы вырабатывались совместными усилиями. «Мы видим, что происходит сегодня в средствах массовой информации, в социальных сетях, в интернете: ответственность в государстве очень низкая», – отметил А. Морозовс.

Ужесточение наказания педофилов необходимо, каждый житель сможет высказать свое мнение, в том числе – отдав свой голос под инициативой. А. Морозовс полагает также, что публикация списков педофилов – мера действенная. Преступник будет хотя бы опасаться общественной огласки.

Однако следует проводить консультации с врачами, психиатрами. «Мое мнение, что педофилия – это психическое отклонение, которое нужно лечить, поэтому химическая кастрация вполне может помочь делу. Принимать же окончательное решение о ее необходимости должны специалисты», – считает представитель движения «За спортивное общество» А. Морозов.

Позиция омбудсмена

Согласно статистическим данным, предоставленным Государственной полицией, в 2014 году существенно выросло количество детей, пострадавших от преступных действий сексуального характера. Всего в прошлом году таких детей было 554 (в 2103 году было на 73 случая меньше). Из этого числа: 252 подростка в возрасте 14-18 лет, 128 – в возрасте 11-14 лет (прирост в этой группе за год – 27 случаев). Пострадали также 135 детей 7-11 лет (по сравнению с данными 2013 года прирост – 54 случая) и 63 ребенка до семи лет.

Омбудсмен Юрис Янсонс имеет свое видение ситуации. Он, в частности, полагает, что публичный регистр лиц, привлеченных к ответственности за сексуальное насилие над ребенком, едва ли будет эффективным, ибо не сможет непосредственно защитить права детей. Кроме того, идея химической кастрации тоже имеет свои ограничения – по мнению омбудсмена, кастрация допустима только при добровольном согласии на нее самого педофила.

Вместе с тем, в целом Ю. Янсонс – за ужесточение существующих норм. В середине июля он написал письмо председателю Сейма Латвии И. Мурниеце, в котором привел печальную статистику Государственной полиции и отметил, что сексуальное насилие над детьми раскрывается реже всего, так как обычно дети не рассказывают об этом. Для этого есть ряд причин, среди которых – боязнь, что им не поверят, а также незнание реакции близких людей. Маленькие дети могут просто не понимать происходящего, а дети постарше стремятся скрыть случившееся, ощущая сильный стыд, вину и страх .

Нередко человек начинает осознавать ситуацию, только повзрослев, но и тогда ему не всегда хочется говорить об этом. В свою очередь, потерпевший может быть готов свидетельствовать в суде, но препятствием оказывается истекший срок давности. Принимая во внимание эти факты, омбудсмен выступает за внесение поправок в 57 статью Криминального закона, согласно которым ответственность за действия сексуального характера не имела бы срока давности. Кроме того, в 162 статью Криминального закона, по предложению Ю. Янсонса, нужно внести дополнительное наказание за развратные действия в отношении малолетних.

Будущее в наших руках

Ныне действующее законодательство гласит, что лица, которые были осуждены за преступления, связанные с насилием или угрозой насилия, а также осуждены за преступления против нравственности или половой неприкосновенности – вне зависимости от погашения или снятия судимости не могут работать в учреждениях по уходу за детьми, в образовательных учреждениях и в учреждениях здравоохранения, где находятся дети и проводятся детские мероприятия (Bērnu tiesību aizsardzības likums, 72-я статья). Нужно отметить, что парламент еще в 2104 году обязал все учреждения, работающие с детьми, до 31.12.2014 провести аудит своих работников и отстранить их, даже если у них имеется погашенная судимость за когда-то совершенное насилие.

К сожалению, в эти рамки не вписались Даугавпилсская дума и Латвийский Олимпийский комитет. Ведь ни для кого не секрет, что руководитель Даугавпилсского Олимпийского центра У. Пастарс был судим за изнасилование 15-летней девочки. Позиция мэра города по данному вопросу, да и самого У. Пастарса, остается неизвестной. Ясно лишь то, что случай с Даугавпилсским Олимпийским центром уже приобрел государственную огласку и является негативным примером бездействия исполнительной власти, обязанной оградить детей от сексуальных насильников. Именно такие примеры вызывают общее негодование, а безопасность детей остается отдать в руки самих жителей. Как оказалось, государству нет никакого дела до педофила, который отсидел свой срок и продолжает гулять на свободе. Справедливости ради стоит отметить, что в прошлом году регистр педофилов был создан в Швеции и эффективно там работает.

Так или иначе, общественное внимание к проблеме привлечено. Право каждого жителя Латвии высказывать свое мнение по актуальным вопросам может быть реализовано в виде выступления за предложенную инициативу. Безопасность наших детей – в наших руках. Как будут развиваться события в связи с Даугавпилсским Олимпийским центром – покажет ближайшее время!

Комментировать 23