ДЛРЗ: по железной дороге в комфорте евростандарта 15

Даугавпилсский локомотиворемонтный завод (ДЛРЗ) снова лихорадит. В Даугавпилсе, где железная дорога и связанные с ней предприятия кормят полгорода, опять появились опасения и разговоры о судьбе ДЛРЗ.

Сегодня на предприятии трудится 720 человек, в масштабах города по нынешним меркам это немало. Насколько реальна перспектива потери работы для заводчан? С этого вопроса началась беседа журналиста «Нашего города» с главой правления предприятия Айваром Кескюлой.

– Кажется, разговоры о скором закрытии завода уже стали местной традицией. Можно даже тотализатор открывать и принимать ставки: кто угадает точную дату смерти ДЛРЗ. Напомню, что история предприятия уходит в далекий 1866 год, и работать он будет еще столько же...

Как правило, слухи появляются каждый раз при возникновении определенных трудностей, связанных, например, с изменением направления работы завода. Но, как известно, если не двигаться в ногу со временем, то легко прийти к стагнации и неконкурентоспособности завода. Поэтому владелец и руководство предприятия еще три года назад поняли, что ограничиваться только локомотиворемонтным бизнесом нельзя. Было принято решение сделать акцент на машиностроении, сборочном производстве. Ремонтная часть была оставлена, так как является историческим наследием завода. И не просто оставлена, а расширена – стали производить ремонт не только локомотивов, но и всего подвижного состава, например, пассажирских вагонов, что повысило конкурентоспособность предприятия на рынке.

Времена изменились. Например, когда наш завод был создан, на Рижском вагоностроительном заводе производилось по 60 вагонов в месяц – работало около 8 000 человек, и они физически не могли справляться еще и с ремонтом вагонов. Поэтому было принято решение все работы по ремонту этого огромного количества вагонов перенести в Даугавпилс. Если вспомнить, то и в составах поездов тогда было не три вагона, а по десять и даже больше. В наши дни ситуация изменилась – и количество личного транспорта выросло, и населения стало намного меньше. Руководство завода, заботясь о благополучном будущем предприятия, было вынуждено начать поиски новых путей развития. Для выполнения новых заказов приобрели универсальное машиностроительное оборудование с возможностью доукомплектования; для операций с металлом купили также сварочные, гибочные и другие станки.

– Заводчане говорили, что станки не могли работать.

– Да, были проблемы, но не с оборудованием, а с квалификацией сотрудников. Это как купить жене большой кухонный комбайн: она тоже не сразу поймет, как им пользоваться, примется инструкцию читать и т.д. Люди просто поначалу не знали, как с этим «зверем» обращаться, так как не хватало познаний для общения с такими умными, современными машинами. Но этот этап пройден. Сегодня кадры есть, оборудование работает, мы выполняем заказы, которых раньше у завода не было.

Недавно вышли на крупного европейского клиента, который заинтересовался нашими предложениями. А нам, со своей стороны, хотелось бы видеть этот концерн в числе постоянных заказчиков, что дает выгодные перспективы заводу: хорошую загруженность работой, стабильные заказы. Верим, что все получится, так как весь коллектив вкладывает душу в работу и старается, чтобы все сделанное на нашем заводе сослужило заказчикам добрую службу.

За последние два-три года нам удалось пробиться на новые рынки, не связанные с ремонтом локомотивов. Поэтому внутри предприятия появилась новая структура DL Metal Working, которая занимается производством готовых металлоизделий (исключая машины и оборудование). И хотя она – 100-процентная «дочка» ДЛРЗ, направление работы другое. Это важно, чтобы не вводить в заблуждение заказчиков и партнеров.

– Возможно, ваши новые партнеры – военные НАТО?

– Нет, не они. Для военных НАТО, например, чтобы делать какие-то узлы машин, ремонт, нужно было серьезно вкладываться в системы безопасности. Чтобы получить бумажку, подтверждающую некий стандарт безопасности, потребовались бы несоизмеримо большие деньги – это того не стоило. Мы посчитали, поняли, что инвестиции требуются огромные, и отказались от этой идеи. Тем более, традиционное направление деятельности предприятия – ремонт локомотивов – мы расширили и усилили за счет того, что будем заниматься сборкой новых машин и оборудования. В конце 2013 года мы выиграли тендер на модернизацию дизельных поездов для госпредприятия Pasažieru vilciens. За это время подписали договор, занимались проектированием и разработкой фактически нового поезда. Заказчик потребовал соблюдения всех современных стандартов, касающихся безопасности, комфорта, экологии и т.д. К выполнению нового для нас проекта пришлось привлечь партнеров из разных стран ЕС, в том числе и польских коллег-специалистов, уже имеющих опыт в такой работе, и своих инженеров. Это был новый, интересный и очень полезный опыт, который открывает перед заводом новые возможности.

– На какой стадии реализации проект?

– Фактически – у финишной ленточки. Сегодня, 21 сентября, в Риге состоялась презентация нового поезда. Мы очень хотели, чтобы презентация прошла в Даугавпилсе, но, увы – транспортировка вагонов по рельсам была слишком дорога. До конца сентября первый такой дизель-поезд с тремя вагонами должен выйти на стадию сертификации. Очень хотим, чтобы на железнодорожных путях он появился уже в декабре. Надеюсь, что пассажиры оценят салоны повышенной комфортности, где более удобные кресла, есть столики, электричество, Wi-Fi, проводники, которые обслуживают как в поездах дальнего следования. Кстати, именно интерьерная часть была полностью изготовлена здесь, в Даугавпилсе. Это наша гордость – все, что пассажиры увидят внутри вагона, сделано в городе. Планируется, что таких поездов будет 6: пять – с тремя вагонами, один – с четырьмя. Участие в этом проекте позволяет нам приобрести новый опыт, вести более активную маркетинговую работу, чтобы заинтересовать потенциальных клиентов в Беларуси, Украине, других странах.

– Выходит, коллектив завода можно поздравить?

– Не будем бежать впереди паровоза. Но у нас реализуются и другие проекты. До конца года завод обеспечен заказами на ремонт локомотивов, кроме того, мы делаем дизель-генераторные установки для клиента из Польши. Также мы продаем изготовленные нами запчасти локомотивов для всех клиентов в странах бывшего СССР. То есть, несмотря на определенные трудности и проблемы в бизнесе и экономике, предприятие работает, ищет новые ниши на рынке, окна возможностей для расширения сферы деятельности. Конечно, зарплата в коллективе пока растет не так, как хотелось бы, но мы работаем над этим вопросом. И о закрытии завода и увольнении сотрудников речи не идет. Я не получал от владельцев такого задания.

Даже наоборот – предприятие ищет активных предпринимателей, партнеров, которые захотят прийти и развивать свое дело на нашей территории. Мы можем предоставить им площади, оборудование, то есть работать еще и как индустриальный парк, давая возможность активным людям реализовать свои планы и развить свой бизнес.

Комментировать 15