Как принимают беженцев в Европе? 27

С начала года в Европу прибыло более 430 тысяч беженцев. Сегодня примерно 500 человек в час пересекают австро-венгерскую границу.

Главная цель этих людей – попасть в Германию. На границах этой страны вводится контроль, чтобы установить, могут ли прибывшие претендовать на статус беженцев. Еще до событий последнего времени здесь было много приезжих из стран Африки и Ближнего Востока.

В свою очередь, Еврокомиссия намерена повысить квоты приема беженцев для других государств ЕС. Пока цифры разнятся, но уже ясно, что Латвии придется принять больше, чем 250 человек, в СМИ промелькнула даже цифра – больше двух тысяч. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Литва, Латвия и Эстония настроены против увеличения квот.

Восприятие чужаков в Германии разное – на правительственном уровне проповедуется терпимость и гуманизм, однако хватает и таких местных жителей, кому не нравится изменение общества. Позиция противников приема беженцев основана на ксенофобии; они не верят, что приезжие будут трудиться и соблюдать законы, видят только плохое в притоке иммигрантов (среди беженцев много молодых мужчин, казалось бы, вот они – рабочие руки). Основанием для таких сомнений служат наблюдения, которыми полны местные СМИ.

Так, сообщается, что свиные колбаски – национальное угощение в Баварии – не разрешают подавать в столовых при школах, чтобы не оскорбить чувства мусульман. Перестали проводиться уроки религии, а вместо рождественских каникул ввели просто «зимний перерыв». В некоторых городах, например, в Эрфурте, обсуждается вопрос введения уроков ислама. На уроки плавания беженцам можно не ходить – чтобы им не приходилось разоблачаться самим и смотреть на окружающих. А родителям школьниц рекомендовано запретить девочкам ношение коротких юбок, дабы не смущать иноверцев-одноклассников.

Страна эмигрантов

Власти настаивают, что Германия теперь – это страна эмигрантов, и любой, кто имеет легальное право находиться здесь, уравнен в правах с коренными жителями. Приезжим негде жить? Многие местные пожилые люди владеют слишком большой жилой площадью. В одной из крупных газет высказывалась идея принудительного переселения немецких пенсионеров в меньшее жилье из расчета 20 квадратных метров на человека. Расселять же беженцев в малонаселенных районах власти не хотят, полагая, что наилучшая интеграция достигается именно в плотном контакте с местным населением. Бытует мнение, что первые приехавшие в Германию получили хорошее жилье, сообщили об этом родным и знакомым. А когда приехали и они, выяснилось, что на всех благоустроенных помещений не хватает.

Другая культура

Противники приема иностранцев утверждают – в среде беженцев много криминала. Сторонники считают, что это связано с маленьким пособием, которое получают «чужаки», следовательно, его нужно увеличить. В свою очередь, многие приезжие плохо разбираются в местной торговле. Сообщалось, что взятые ими задешево, в кредит, смартфоны-«малоценники» оплатило государство – сами покупатели просто не понимали, что должны были выплачивать стоимость аппаратов по частям. По телевидению граждан призывают быть толерантными – не все беженцы знают, как пользоваться туалетом, поэтому могут справлять нужду в самых неожиданных местах. Следует подсказать, помочь советом. Кроме того, запрещено указывать национальность правонарушителей – это разжигает межнациональную рознь.

Работа

Среди приезжих много неграмотных – по некоторым оценкам, даже больше половины. Увеличилось количество охранных служб, задача которых – мешать проявлению неонацизма. На государственном уровне высказывалась идея устраивать мужчин в полицию – к двум немецким полицейским прикреплять одного иммигранта. Впрочем, пока это только предложение. К слову, безработица в Германии не уменьшается, напротив, фиксируется рост. Работу теряют местные жители. Вместе с тем, необходимо интегрировать приезжих, поэтому на курсы переподготовки и обучения профессии берут в первую очередь беженцев, чтобы избежать роста количества преступлений. Не все готовы работать, подчиняясь трудовой дисциплине, однако у людей появляется хотя бы возможность заработка.

Против ксенофобии

Власти, как могут, препятствуют ксенофобии. В августе была обнародована информация: если местные жители возьмут к себе беженца, то за него правительство берется платить по 20 евро в день. В высшие учебные заведения приезжим из Африки и Турции предлагается поступать без учета оценок. Беженцы позиционируются как носители иной культуры, которая должна обогатить немецкую. Негативные оценки происходящего не поощряются.

Пока иммигранты не стремятся покинуть Германию, сообщается, что попытки переезда в страны Балтии успехом не увенчались – беженцы быстро вернулись, увидев, что жизнь там беднее. События последнего времени только увеличили людской поток с Востока и Юга.

Надо думать, что и Латвии не удастся отмахнуться от проблем, которые сопровождают новое переселение народов. По всей видимости, латвийцам придется научиться жить вместе с их новыми соседями.

Европа объединяется против беженцев

Такими заголовками пестрят многие европейские издания. Пикеты, демонстрации, акции в поддержку и против иммигрантов захлестнули не только Европу, но и Балтию. И отношение к беженцам везде неоднозначное.

Как сообщило белградское агентство Tanjug, Венгрия в ночь на 15 сентября заблокировала для мигрантов границу с Сербией. Основной пешеходный пограничный переход «Хоргош-2» был перекрыт уже через час после вступления в силу новых, более жестких мер по пересечению границы беженцами.

Польша не примет планируемых квот Евросоюза на прием беженцев и готова ввести меры пограничного контроля на границах с другими странами Евросоюза, заявила в понедельник премьер-министр страны Ева Копач.

Польша – далеко не первая страна ЕС, выразившая готовность приостановить выполнение Шенгенских соглашений и возобновить паспортный контроль на границе. Такое решение уже приняла Германия, за ней последовали Австрия, Чехия и Словакия.

В начале сентября в Эстонии неизвестные лица подожгли центр для беженцев. Из здания были эвакуированы 70 человек. Пострадавших не было, однако местные власти сразу назвали поджог попыткой массового убийства. В Литве пограничники уже дважды подавляли с помощью слезоточивого газа бунты в центре беженцев.

Латвийцы, к счастью, ограничиваются мирным выражением своего отношения к проблеме мигрантов. 12 сентября в латвийской столице около памятника Райнису прошел пикет, на который собралось примерно 80 человек, выражавших поддержку приему беженцев в Латвии. Плакаты пикетчиков содержали надписи типа «Райнис был беженцем», «Вайра Вике-Фрейберга была беженкой», «Бежать — это не выбор. Помогать или не помогать — это выбор».

22 сентября в Риге состоится повторная акция протеста против иммиграции. Она завершится концертом, на котором выступят национально настроенные музыканты. Предыдущая акция проходила под откровенно расистскими лозунгами: «Балтию — балтийцам, Европу — европейцам, Африку — африканцам», «Стоп — ислам!». А толпа кричала: «Латвия для латышей!».

«Наш город.» обратился к представителям творческой интеллигенции Даугавпилса как совести и гордости нации с вопросом – как вы относитесь к проблеме беженцев?

 Айварс Брокс, композитор, дирижер, депутат Думы, директор Музыкального колледжа:

«Я не вижу в этом ничего трагического, в отличие от тех, кто считает, что Латвийская Республика перестанет существовать, если мы пустим в страну несколько сотен беженцев. Не думаю, что они представляют угрозу для Латвии. Мы вступили в Евросоюз и НАТО с определенными обязательствами. Мы были довольны, когда НАТО крепило нашу оборону, когда получали миллионы от Евросоюза. Теперь наша очередь быть солидарными с ними и помогать им, а не вставать в позу. Необходимо привести в порядок те страны, откуда бегут люди. Если они убегают от голода и смерти, мы должны им помочь.

Евгений Устинсков, , композитор, педагог Даугавпилсского музыкального училища и ср. шк. №13:

«Я, конечно, понимаю все проблемы беженцев, но в конце восьмидесятых годов мы боролись за восстановление латвийского национального государства не для того, чтобы заполнить Латвию беженцами из Африки и Азии. И я лично вижу опасность для латышского национального государства, базовой основой которого являются латышская культура, латышский язык. Латышская культура недостаточно крепко стоит на ногах, и ислам может помешать как ее становлению, так и становлению латышского государства».

 Марис Чачка, художник, заместитель директора Центра им. Марка Ротко:

«Мы должны помогать людям, которые оказались в непростой ситуации. Я не думаю, что такое количество беженцев может кардинально поменять культурную среду в Латвии. Надо понять и помнить: до и во время Первой и Второй мировой войн многие люди стали беженцами и были вынуждены эмигрировать в Германию и Америку, где их принимали. Это надо помнить и учитывать, что такое может случиться с разными нациями, и мы должны быть с ними солидарны».

 

Комментировать 27