Обзор латышской прессы 57

Фатима, с днем имени тебя!

Фатима, Мухаммед, Ахмед – когда латышские календари пополнят эти арабские имена? И как скоро свои именины в один и тот же день в Латвии будут праздновать Марис, Марцис и Мухаммед?

Такими каверзными вопросами задался латышский портал kasjauns.lv.

Носители имен с Востока – уже не редкость в Латвии. По данным Управления по делам гражданства и миграции, на текущий момент среди латвийских граждан проживают 17 Ахмедов, 6 Мухаммедов, 10 человек по имени Абдулла, 3 женщины с красивым именем Аиша и целых 60(!) женщин, отзывающихся на имя Фатима. Однако в Центре государственного языка полагают, что менять календарь и вносить туда арабские имена никаких оснований пока нет. «Заседание экспертной комиссии по календарным именам планируется лишь в 2018 году, – пояснил заместитель директора центра Агрис Тимушка. – И я не думаю, что даже тогда возникнет причина пополнить наш латышский традиционный календарь именами с Ближнего Востока. Вне зависимости от того, сколько людей оттуда иммигрируют в Латвию».

В свою очередь, хабилитированный доктор филологии напоминает, что в Латвии есть общепринятое, но зачастую игнорируемое правило – если в республике насчитывается 50 носителей конкретного имени, это имя обязаны внести в календарь имен. Самый яркий пример «забывчивости» – невнесение в календарь женского имени Фатима, носителей которого, как мы уже писали выше, в Латвии 60. У всех не включенных в календарь имен есть свой день для именин – 22 мая. Но вряд ли будущие беженцы будут принимать эту дату во внимание. Также, как и отмечать день имени по указке латышских комиссий. Ведь у них есть свои, более сильные и строгие традиции.

Кстати

Латышский календарь изобилует многими русскими именами или именами, популярными среди русскоязычных жителей Латвии. Так, на 8 декабря приходится день имени Владимир, а на 28 сентября – день Светланы. Центр госязыка объясняет это давней популярностью таких имен и их частым использованием в семьях для наречения новорожденных, особенно в Латгалии.

«Беженцы – это уже повседневная реальность»

фото Latvijas avīze

С чем можно сравнить будущий наплыв беженцев, который повсеместно обсуждают (из-за чего будущая картина обрастает разными слухами) и которого все же боятся?

Латвийская писательница, переводчица и дипломат Анна Жигуре, прогнозируя в издании Latvijas Avīze ситуацию, вспомнила советские времена. А конкретно – оставшихся жить в Латвии людей со всего бывшего Советского Союза, которые насильно (по распределению) или по своей доброй воле в советское время сюда приехали. Все они физически живут вроде и в Латвии, но их дух блуждает между вчерашней советской империей и сегодняшним Кремлем. А ведь беженцев сюда может приехать несоизмеримо больше! И что же получается, если провести параллель? Практически еще одна оккупация, на этот раз – исламская.

Но простой народ, конечно же, больше всего волнуют экономические и бытовые вопросы, а не внешняя политика. «Люди слышали, что какие-то там беженцы, даже мизинцем не пошевелив, будут получать больше денег, чем, скажем, латвийские пенсионеры, проработавшие всю жизнь. Все боятся болезней, которые эти беженцы могут к нам завезти. Распространилось утверждение, что из-за беженцев в нашем государстве повысится уровень преступности. Что же станет, в конце концов, с нашим народом, и что станет с нашим родным языком?» – волнуется и сама писательница.

«В действительности, у многих латышей присутствует большой страх перед чужеземцами, и корни этого страха произрастают из тех времен, когда Советскую Латвию от всего мира отделял так называемый железный занавес, – полагает Анна Жигуре. – Но этот железный занавес давно пал, и сейчас между Латвией и остальным миром невозможно возвести новый (как прочную границу). И Латвия – уже не часть Советского Союза, чьи границы усиленно охранялись. И она не может подняться на крыльях и перелететь, чтобы присоединиться, скажем, к Южной Корее, где царит мир и сильный порядок».

Рассеять страх и развенчать мифы – это прямая обязанность правящих политиков. Но на данный момент они не в состоянии это сделать. И не только латвийские, но и европейские. Согласитесь, ни в Европейском союзе, ни, тем более, в Латвии, никакая политическая сила не только не может найти решения проблемы с беженцами, но и уже практически не контролирует ситуацию с их стихийным наплывом.

Глас народа. Один из читателей «Латвияс авизе» высказал следующее мнение: «Пункт размещения задержанных иностранцев в Даугавпилсе переполнен. А пограничникам не удается поймать всех нарушителей. В Риге на улицах ясно видно, что беженцы – это уже повседневная реальность. Но почему власть имущих больше заботят чужие проблемы, почему они не видят, что происходит у них под носом? Зная, что наш народ живет в бедности, в сейме, тем не менее, в который раз повышают себе зарплаты и думают, как спасти бедных беженцев».

«Знаем мы, что делают беженцы в тех государствах, которые открывают для них свои двери! – достаточно эмоционально заявил другой латышский читатель газеты. – Мы же не на Марсе живем, что не можем увидеть и оценить, что там происходит в итоге. Эти кадры говорят только о своих правах и требуют полагающихся им пособий. И вы не убедите меня в том, что я должен вести себя по отношению к беженцам корректно, пока я сам не увижу корректного поведения с их стороны и не прочту об этом в газетах других европейских стран!».

Комментировать 57