Литовский СПГ-терминал захлебнулся дорогим норвежским газом 8

Как и предполагали эксперты на протяжении 2013 и 2014 годов, Литва столкнулась с проблемой переизбытка норвежского сжиженного природного газа – он дорог, поставляемые объёмы некуда девать.

С трибуны литовского парламента в адрес кабинета министров прозвучало предложение провести с компанией Statoil новые переговоры о поставках сжиженного природного газа СПГ, подтвердили BALTNEWS.lt 10 ноября в канцелярии Сейма.

Как выяснилось, в газовом секторе Литвы уже отсутствует потребность ежегодно импортировать по 0,54 млрд. кубометров дорогого норвежского газа. Пришло время договариваться со Statoil о меньших объёмах поставок.

Кстати, Bloomberg ещё в июне 2015 года сообщил, что Литва ведёт со Statoil переговоры об уменьшении объемов импорта СПГ. Норвежцы и литовцы тогда отказались подтверждать информацию. Однако в Сейме Литвы чётко прозвучало предложение о «новых» переговорах, из чего следует, что таковые уже были.

Если же глубже заглянуть в историю вопроса, то уместно вспомнить поездки литовских руководителей в Катар и вообще на Ближний Восток, в США ради поиска поставщиков. Как говорилось, очереди желающих продать газ стоят у литовского терминала.

В 2013 – 2014 годах над такими заявлениями чиновников смеялись. В 2015 – издеваются. Как известно, в итоге компании Litgas и Statoil подписали договор на пять лет о поставках 2,7 млрд. кубометров газа.  Такого количества хозяйству Литвы не переварить.

А какова ситуация на других газовых рынках? Оказывается, в Европе 80% СПГ-терминалов стоят пустыми. На этом фоне Польша, прямой конкурент Литвы на газовом региональном рынке, строит ещё минимум один.

Известно, что Польша планирует покупать СПГ у Катара. Российский газ при нынешней формуле ценообразования стоит порядка 265 долларов за 1000 куб. метров. Газ из Катара по этой же формуле не дешевле $480 за тысячу кубометров. Разница почти в два раза. Сможет ли польская экономика потянуть эту ношу, оставаясь конкурентоспособной? Посмотрим.

В этом смысле Литве ещё повезло. Заключив контракт с норвежской Statoil, цена у которой привязана к британской газовой бирже, Вильнюс платит норвежцам всего 1,5 «Газпромовские» цены. И получает только 540 млн. кубометров при мощности хранения до 3 млрд. кубометров. То есть, и платит очень дорого, и терминал задействован лишь на 1/6. Расплачивается за высокую цену и низкий КПД конечный пользователь.

Комментировать 8