Обзор латышских СМИ и порталов за неделю (21.01.16) 5

На снимке: земессарг 51 батальона Сандрис Лагздиньш.

Kas jauns avīze

Можно ли доверить оружие земессаргу-садисту?

На прошлой неделе в латышских СМИ широко обсуждался скандал, связанный с жителем Тукумса, который в одной из социальных сетей открыто призывал к насилию над беженцами.

У тукумчанина тогда нашлись и приверженцы, которые в комментариях к призыву предлагали конкретные действия по отношению к ищущим в Латвии убежища. Например – одеть на голову шину и поджечь ее. Скандал получил новую огласку, когда выяснилось, что подобный садистский метод предложил служащий 51 батальона Земессардзе Сандрис Лагздиньш. Земессарг и не скрывал своей личности, оставляя комментарий в Сети. Позже он сам позвонил в редакцию газеты Kas jauns для оправданий: мол, никакое он не чудовище и не садист. А его утверждение нужно трактовать как черный юмор, а вовсе не как призыв к насилию. Этот «черный юмор» сейчас анализируют следователи Госполиции, которые вплотную занялись всеми инициативными комментаторами из Тукумса.

Латышские журналисты, в свою очередь, обратились за комментариями к депутату сейма Карлису Креслиньшу, занимавшему когда-то должность начальника Национальных вооруженных сил. Бывший командир был категоричен: он такому земессаргу не только не доверит оружие, но и руки не подаст:

«Такое отношение, такое выражение ненависти непозволительны не только солдатам, но и простым людям. Если солдат выражает подобные ненавистнические взгляды, то у него нет морального права служить в армии. Это недопустимо! Я такому человеку даже руки не подам», – заявил Креслиньш.

Напомним, что против тукумчанина, опубликовавшего призыв в соцсети, возбуждено уголовное дело. Ему грозит наказание в виде тюремного заключения сроком до трех лет (ст.78 Криминального кодекса).

Latvijas Avīze

Стукачество снова в моде

«Доносы нынче в моде», – утверждает издание LA, анализируя скандальную поправку к Закону о предотвращении легализации средств, добытых преступным путем.

Эта поправка обязывает банки анкетировать клиентов с целью выявить среди них, цитируем, «политически важных персон и их родных и близких». А в случае выявления – донести, куда следует! Говорят, что латвийские банки из-за этой поправки (хоть она еще и не вступила в силу) пребывают в тихой панике. Ведь теперь они обязаны не только подозрительно относится и проверять всех политически важных персон (депутатов всех уровней, судей, дипломатов, главнокомандующих и др.),но также и их близких и дальних родственников плюс лиц, которые имеют деловые отношения с этими политически важными персонами. Прямо как в советском прошлом, когда у граждан выявляли классовую принадлежность!

«В конце концов, получится, что широкой категории лиц банки будут задавать очень много вопросов (о политической принадлежности, родственниках, имуществе и сделках), что вызовет недовольство – с чего это вдруг банк интересуется этим, если у меня все давно задекларировано? А если у человека счета во многих банках и спрашивать будут все? Это не будет приятным сюрпризом как для клиентов, так и для самих банков, – считает представитель банковской сферы Байба Мелнаце. – И будет ли от всего этого конкретная польза для государства?»

Ясно одно – если поправку примут, то предлагаемая система выявления политически важных персон просто отпугнет существующих и потенциальных клиентов банка. Кому захочется за свои же деньги подвергаться допросу с перспективой доноса, сулящего массу неприятностей?

Diena

Баррикадам 25!

«В эти дни 25 лет назад в Старой Риге пахло дымом и дизельным топливом и доминировала латышская речь», – вспоминает журналист газеты Diena Эгилс Зирнис.

1991 год в Риге начался с задержки выхода газет, потому что 2 января ОМОН захватил Дом печати. 11 января правление Народного фронта Латвии (НФЛ) на чрезвычайном заседании приняло решение о дальнейших действиях: «Необходимо организовать охрану государственных учреждений, зданий телевидения и радио, чтобы создать как можно больше препятствий для потенциального нападения и чтобы оно произошло при большом количестве очевидцев. Нужно продержаться как можно дольше, чтобы проинформировать о происходящем международное сообщество. Ни в коем случае нельзя допускать вооруженных инцидентов, которые развязали бы нападающим руки для неограниченного насилия».

В связи с тем, что латыши составляли только треть населения Риги, было решено пригласить в столицу народ со всей Латвии. Ночью 20 января в центре Риги была устроена кровавая бойня — ОМОН и, возможно, еще какая-то третья сила вторглись в здание МВД Латвии. Та ночь унесла пять жизней. 25 января состоялись их похороны, а 27-го участники баррикад отправились по домам.

По прошествии 25 лет у непосредственного участника тех событий, а ныне руководителя Музея баррикад Ренарса Заляйса слишком мало информации в пользу какой-либо из версий о том, что за силы напали на МВД и какой была их цель. По одному из предположений, события января 1991 года в Балтии были первой репетицией августовского путча.

Музей баррикад был официально открыт 4 мая 2001 года. Diena приводит следующую статистику: летом девять из десяти его посетителей — иностранцы. В дни памяти о баррикадах в музей вереницей тянутся экскурсии школьников.

Neatkarīgā

Уж лучше указ о роспуске сейма!

«По позам, в которые на данный момент встали правящие партии, можно сделать вывод, что на самом деле никто никакое правительство формировать не намерен», – считает журналистка Nra Элита Вейдемане.

Например, лидер «Единства» Солвита Аболтиня говорит о наличии у ее политической силы неких «красных линий». Другая партия отказывается поддерживать правительство с «рыжей лисой». Третья угрожает, что если представители этой «другой партии» войдут в правительство, то они в таком правительстве участвовать не будут… Прямо какой-то bērnu darzs, простите – детский сад с этими политиками.

«Поединки с пыльными мешками – обычная «тусовка» правящих партий, которая показывает их нежелание обращать свое внимание на государственные проблемы, поставив на почетное место партийные и групповые интересы, – пишет Вейдемане. – Когда пыль уляжется, возможно, мы проснемся от громогласных звуков указа №3, которые возвестят всех о роспуске сейма».

Есть мнение, что госпожа Аболтиня со своим «Единством» будет соглашаться на все, что ей предложит номинированный на пост премьера Марис Кучинскис. Точнее, не предложит, а выделит с барского стола. Отколовшаяся от «Единства» шестерка Винькеле уже дала понять, что при определенных условиях готова поддержать Кучинскиса. По данным новостного агенства BNS, сама Винькеле в начале прошлой недели получила от «зеленых» обещание: если будет голосовать за Кучинскиса – получит в награду портфель министра благосостояния или министра образования. Такой вот наглый и почти неприкрытый дележ пирога власти.

«Нет, такого правительства нам не нужно. Уж лучше указ номер 3!», – делает вывод латышская журналистка.

Комментировать 5