Прощай, Жучка… и прости 29

Неcмотря на заверения нескольких составов городских властей решение проблемы создания кладбища для домашних животных так и не сдвигается с мертвой точки.

Уже лет пять журналисты даугавпилсских СМИ с завидной регулярностью задают городским властям один и тот же вопрос: когда в городе появится кладбище, где на законных основаниях можно будет похоронить усопшего четвероногого друга? И каждый раз получают ответ, что вопрос находится в стадии разработки.

Взяться вновь за наболевшую тему заставило обращение нашей читательницы, которая позвонила в редакцию «Нашего города».

Когда уходит друг

«Понять меня может только тот, кто когда-нибудь держал домашнего питомца, – рассказывает даугавпилчанка. – И не важно, кем он был – беспородной кошкой, маленьким двор-терьером Дружком или выставочным аристократом с родословной . Прежде всего, он был полноправным членом семьи, всеобщим любимцем, ведь если в семье хоть один человек против – питомца никогда не заводят.

Потеря Лорда стала для всех нас трагедией. Я не могу без слез вспоминать о нем, его собачий взгляд – преданный, любящий, старающийся тебя понять. Собака не станет лицемерить, не предаст, всегда услышит то, о чем ты молчишь. Она – такая, какая есть. Вот таким Лорд и стоит перед моими глазами. Как будто вместе с ним ушла частичка наших сердец. Дома все ходят поникшие, а я плачу. Мы вспоминаем Лорда забавным и веселым щенком, обожавшим игрушки, прогулки гостей. Он всегда чувствовал, если у кого-то в семье неприятности, и начинал его жалеть. Сколько положительных эмоций он нам принес, сколько здоровья дал! Ведь хочешь-не хочешь, а с собакой нужно идти гулять, не взирая на погодные условия.

Хотели его похоронить, чтобы была могилка. Но выяснилось, что кладбища для домашних животных, несмотря на море разговоров, у нас в городе до сих пор нет. Вот и пришлось нам, в нарушение всех законов, выкопать могилку для Лорда на пустыре. Кремировать мы не смогли. Не потому что денег жалко – просто не смогли…

Когда, наконец, этот вопрос сдвинется с мертвой точки?».

Волокита по-даугавпилсски

В 2012 году на одной из пресс-конференций руководство города заявило, что сделан первый шаг в решении данной проблемы – предприятию Labiekārtošana-D было дано поручение забирать умершее на территории города домашнее животное. Для этого, якобы, предприятие получило все необходимое оборудование и технические средства.

«Наш город.» связался с участком ритуальных услуг Labiekārtošana - D, сотрудники которого сообщили, что никакой информации по этому поводу не имеют, как не имеют и никаких распоряжений и указаний по захоронению наших четвероногих друзей.

Кстати, на той же пресс-конференции журналистов поставили в известность, что, что по Закону о самоуправлении, муниципалитет обязан заботиться о санитарной безопасности на своей территории. Это подразумевает в том числе создание и содержание кладбища для животных.

Потом прошла информация о том, что в районе Крыжей для создания кладбища домашних животных выделен участок земли, однако дело застопорилось из-за того, что предприятие Daugavpils ūdens планирует на этом месте обустроить иловые поля.

Исполняющая обязанности руководителя Департамента планирования и строительства  Инта Рускуле подтвердила, что в генеральном плане Даугавпилса место под кладбище животных зарезервировано. Но ни от руководства Думы, ни от Управления коммунальной службы (УКХ) они не получали никаких материалов по обустройству кладбища. В УКХ также не сказали ничего определенного по проблеме организации кладбища для домашних животных.

К слову сказать, за годы, пока тянется кладбищенская волокита, высказывались несколько предложений, как разрешить почти тупиковую ситуацию. Например, как в Риге, создать кладбище для домашних животных на коммерческой основе – но желающих заняться таким видом похоронного бизнеса в Даугавпилсе не нашлось. Рассматривался вариант узаконивания Первомайского стихийного кладбища – но он сразу же был отброшен, поскольку там захоронения находятся слишком близко к жилым домам.

А ведь вопрос о кладбище для домашних питомцев имеет не только этическую сторону, но и медицинскую – он напрямую касается здоровья жителей нашего города. Ведь никто не следит за тем, на какой глубине зарыт труп животного, или какая беда нам грозит, если его «утилизацией» займутся природные санитары – крысы, дикие животные.

Все как у людей?

Почему из-за чиновничьей волокиты во втором по величине городе Латвии до сих пор нет законного кладбища для животных? И никого за самовольные захоронения не оштрафуешь, ведь прежде, чем выписывать штраф, городские власти обязаны решить проблему с кладбищем! Неудивительно, что с каждым годом множатся и растут стихийные кладбища (не считая безымянных могилок домашних питомцев, разбросанных по дачам и городским окраинам).

Одно из них расположено в лесопарке, прилегающем к микрорайону Новый Форштадт, буквально в 100 м от жилых домов, хотя отдаленность захоронений от жилых домов должна быть не менее 300 метров. Его уже так и называют – Первомайское кладбище. Количество могилок здесь с каждым годом растет. Здесь все – как у людей. Есть могилки, оформленные хоть и с любовью, но очень просто – обложенные камешками холмики. На иных установлены таблички с именем домашнего питомца. Но есть и с добротными, выполненными из камня памятниками.

Второе, не менее массовое захоронение животных находится в Погулянке, в непосредственной близости от кладбища, где в братских могилах похоронены жертвы фашизма. В годы Второй мировой войны здесь находился концлагерь «Шталаг-340», в котором гитлеровцы загубили более 100 тысяч советских военнопленных. На воротах лагеря висел плакат с изображением палки и надписью «Вот твой господин!», под которым на черной доске ежедневно записывалась дата и количество находящихся в лагере пленных. Содержание узников было бесчеловечным: их морили голодом, заставляя работать, пытали и расстреливали. В 1942-43 годах зимой от тифа в лагере ежедневно умирало до 900 человек.

И как ни жаль наших питомцев – захоронения домашних животных рядом с могилами жертв фашизма выглядят кощунственно.

Самая дешевая кремация – в Даугавпилсе

Как посоветовала руководитель даугавпилсского приюта для животных Оксана Богдане, можно воспользоваться услугами ветеринарных клиник, которые имеют договор на кремацию животных.

Например, в Даугавпилсе услуги кремации предоставляет Latgales veterinārais centrs. Кремация любимца обойдется в 8-20 евро. Кремировать умерших в Даугавпилсе питомцев согласны и рижане, но труп животного придется везти в столицу: стоимость общей кремации животного весом до 10 кг составит 65 евро, индивидуальной – 100 евро. В общую кремацию входит: спецпакет, содержание в морге, общая кремация. Услуга индивидуальной кремации дополняется выдачей праха животного и свидетельства о кремации. Дополнительно возможна видеосъемка процедуры кремации, видео выдается на флешке. Съемку владельцы животных заказывают для того, чтобы убедиться, что кремировано было именно их животное. Правда, в Даугавпилсе желающих кремировать своего умершего любимца не так уж много.

Кто-то может сказать, что Даугавпилсу не до кладбища домашних питомцев, так как в ближайшем времени город столкнется с другой проблемой – людскими захоронениями. Но мы же в ответе за тех, кого приручили! Если своих четвероногих питомцев мы считаем друзьями и братьями нашими меньшими – значит, они заслужили, чтобы и после смерти к ним относились так же.

По горячим следам

Проблема кладбища для домашних питомцев, на этот раз поднятая «Нашим городом», нашла поддержку в лице исполнительного директора Думы Инги Голдберги, которая согласилась: это не нормально, что животных хоронят в городской черте. Г-жа Голдберга сообщила, что в минувший вторник принято решение обсудить с Краевой думой вопрос о территории для кладбища, а руководству предприятия Labiekārtošana-D, в ведомстве которого находится приют для бездомных животных, дано поручение разработать свое видение, как все организовать.

С 1 января 2007 года действует директива ЕС, согласно которой хоронить животных в черте города запрещено.

Статья 108.2 Кодекса административных нарушений ЛР предусматривает ответственность за нарушение требований по размещению и содержанию захоронения животного – денежный штраф: 7-210 евро – для физических лиц, 15-350 евро – для юридических лиц. За аналогичное повторное нарушение в течение года после наложения административного штрафа сумма штрафа возрастает, соответственно — от 350 до 700 евро и от 700 до 1400.

Только факты

Александр Македонский во все свои походы брал грейхаунда Перитаса. Преданный пес погиб, защищая своего владельца от боевого слона. Потерявший любимого пса полководец плакал, как ребенок. Он сам возглавил траурную процессию, приказал установить на могиле собаки памятник. В честь верного друга Македонский основал город Перит.

Одной из самых известных любительниц собак была королева Англии Виктория. Любимыми колли королевы были Ноубл и Шарп. Ноубл покоится на королевском кладбище для животных в замке Балморал, в Шотландии, а Шарп – в Виндзоре. Обе собаки прожили при королевском дворце более 15 лет.

Во Франции « Кладбище для собак и других домашних животных» появилось в 1899 году – это второе в мире официальное кладбище для домашних животных после открытого в 1896 году кладбища в США. Здесь похоронены Драк — собака королевы Греции Елизаветы Румынской, кошка великого композитора Сен-Санса, а также многие животные, спасавшие человеческие жизни.

Здесь могила собаки Лулу, надпись на надгробии гласит: «Он вернул матери ребенка, тонувшего в 1895 году в реке Гаронне. Отважному Лулу было всего девять месяцев, и у него была сломана лапа». В России, в Царском селе, есть кладбище для лошадей, которое появилось задолго до парижского.

В мире существует свыше 1000 кладбищ домашних животных: в США – более 600, в Германии – более 200, во Франции – более 150.

В Латвии, в волости Бабите, находится частное кладбище для животных Citi medību lauki – «Другие места охоты».

Комментировать 29