Пресс-обзор: Саласпилсский лагерь, жертвы КГБ и беженцы в Латвии 52

Kasjauns.lv / Latvijas avīze

Сенсация: в Латвию прибыли первые беженцы!

В конце прошлой недели в Латвию прибыли первые беженцы, которые распределяются по странам Евросоюза в рамках специальной программы.

Одна из прибывших семей – из Сирии, вторая – из Эритреи. Обе семьи прибыли в Латвию незадолго до полуночи в ночь на субботу. Ранее они находились в лагерях в Греции, в их составе — двое детей дошкольного возраста. Процесс перемещения беженцев длился несколько месяцев, заявила на пресс-конференции госсекретарь МВД Илзе Петерсоне-Годмане. Она рассказала о собеседовании с семьями беженцев до их прибытия. В частности, им был задан вопрос, готовы ли они ехать в Латвию. Обе семьи еще раз подтвердили свое желание.

Приехавшие в Латвию беженцы в конце недели получат время на отдых, а на следующей неделе сотрудники Погранохраны продолжат работу с претендентами на получение убежища: проведут углубленные собеседования и будут готовить документы для представления в Управление по делам гражданства и миграции. Постепенно с беженцами начнут работу и другие государственные и негосударственные структуры.

Ранее уже сообщалось, что в течение двух лет Латвия готова принять из Греции и Италии 531 претендента на получение убежища. Начальник отдела по делам возвращения и ищущих убежища Государственной пограничной охраны Марекс Хонявко указал, что обе семьи хотели приехать именно в Латвию, а не в какое-то другое место, так как они многого натерпелись и хотят обрести мир и покой. Он добавил, что семьи готовы говорить с представителями СМИ, но в ближайшие дни они хотели бы отдохнуть. Также Хонявко сказал, что семьи осознают, что приехали именно в Латвию, а не на перевалочную базу. По его словам, во время интервью члены этих семей продемонстрировали неплохие знания о Латвии. «Они уже посмотрели в интернете информацию о Латвии», – сказал представитель Погранохраны.

Тема прибытия первых беженцев в Латвию была освещена во всех латышских СМИ чуть ли не как сенсация. Особенно «постарались» телевизионщики. Издание Latvijas avīze опубликовало по этому поводу очередную карикатуру на злобу дня. На рисунке Эрика Ошса беженцы убегают от журналистов Латвийского телевидения («В прямом эфире вы видите первых беженцев!»), пытающихся снять «сенсацию» для зрителей. Чиновник, сидящий за столом, при этом заявляет: «Сначала проверим – точно ли вы беженцы!». На что получает ответ: «Мы бежим от Латвийского телевидения!».

Sestdiena

Саласпилсский лагерь без мифов

Совсем недавно в Латвии вышла книга «За этими воротами стонет земля. Саласпилсский лагерь, 1941-1944».

Это первое академическое исследование о Саласпилсе, задачей которого было выяснить, что там на самом деле происходило, поэтому волей-неволей пришлось рассматривать утверждения советской пропаганды. Разумеется, симпатизирующие режиму Путина пропагандисты русских СМИ Латвии в любой попытке поставить под сомнение советские мифы, связанные со Второй мировой войной, будут искать «переписывание истории». Однако авторы исследования подчеркивают: чтобы переписать историю Саласпилса, вначале ее нужно было написать. Это и сделано в книге.

«Во времена моего детства, в хрущевские 60-е годы, было много книг на латышском языке о злодеяниях «фашистов и их приспешников» в Латвии, – вспоминает журналист латышского издания Diena Эгилс Зирнис. – В них упоминался также Саласпилсский «лагерь смерти», описывались настолько ужасные вещи, что они не выходят из головы: о ста тысячах убитых, о выкачивании крови у детей для нужд немецких офицеров, об отравлении детей мышьяком, который им подсыпали в чай.»

В начале 90-х годов журналисту представилась возможность взять интервью у бывшего узника Саласпилса и концлагеря в Бухенвальде, врача и популярного писателя Миервалдиса Бирзе.

Что касается выкачивания у узников крови, в книге «Мемориальные ансамбли Советской Латвии» (1986) процитированы следующие слова Бирзе: «Если вы увидите листок бумаги, на котором написано, что здесь замучено, к примеру, десять тысяч, вы не ощутите ужаса произошедшего так, если бы увидели лишь одного умершего в Саласпилсе ослабшего ребенка, у которого до этого забирали кровь». В итоге, Э. Зирнис нашел ответ на вопрос, волновавший его с детства: «Саласпилсский лагерь по безжалостности, жесткости и бесчеловечным условиям жизни и работы мало отличался от других карательных лагерей национал-социалистической Германии. Но у мифов советской пропаганды о сотнях тысячах убитых, медицинских экспериментах над детьми или о «подземных газовых камерах» в Саласпилсе нет подтверждения».

Delfi.lv

Русские Латвии тоже были жертвами КГБ

Фигурантами уголовных дел против советского строя в Латвии были также и русские! Такие выводы сделал историк и член комиссии по изучению документов КГБ Гинтс Зелменис.

Историк изучал уголовные дела, которые в период с 1981 по 1986 годы были заведены по статьям «Антисоветская агитация и пропаганда» и «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй».

«В рамках уголовных дел по этим статьям в Латвийской ССР было арестовано 18 человек. 16 из них были латышами, двое – Борис Грезин и Анатолий Сокуренко – соответственно, русским и украинцем. Этот факт, делает вывод историк, опровергает публично звучащие заявления, согласно которым в период СССР русские жители Латвии могли говорить что угодно, не опасаясь репрессий», – пишет портал delfi.lv.

Грезин приехал в Латвию уже после того, как она стала республикой СССР, и самостоятельно выучил латышский язык. После освобождения из тюрьмы в феврале 1987 года он вернулся в Латвию и принял участие в деятельности правозащитной группы «Хельсинки-86». Обзор Гинтса Зелмениса будет включен в материалы, которые планирует опубликовать комиссия по изучению архивов КГБ. Надзор за работой комиссии, куда входит ряд латвийских историков, обеспечивает Латвийский университет.

Комментировать 52