Дерзкие побеги местных зэков 10

Дерзкие побеги местных зэков В первой половине 1990-х годов побеги из латвийских тюрем были если не обычным, то не особо выбивающимся явлением на фоне общей криминогенной обстановки в республике. В рамках цикла статей о «лихих девяностых» сегодня мы расскажем о двух массовых побегах зэков из «Белого лебедя» и Гривской тюрьмы. «Белый лебедь»: до свободы – 1 метр!

Летом 1996 года в средствах массовой информации появилась информация о предотвращенном побеге двух десятков заключенных из Даугавпилсской тюрьмы «Белый лебедь». Журналисты словно соревновались друг с другом в сочинительстве: писалось и о более чем 30-метровом подкопе, и о потасовке зэков с конвоирами. Читателей информировали и о большой чистке среди персонала тюрьмы после неудавшегося побега.

Так что же произошло в «Белом лебеде» 20 лет назад? В один из летних дней начальник караула неожиданно увидел, что земля возле тюремной стены начинает проваливаться. Подняли тревогу, работники тюрьмы провели осмотр всех камер и обнаружили: в одной из них (где находились 24 осужденных) нагло велся подкоп! Зэкам понадобилось около пяти дней, чтобы вскрыть деревянный пол. С помощью алюминиевой кружки был прорыт 7-метровый лаз. До выхода на свободу им оставался только один метр!

Какое же наказание понесли пойманные с поличным заключенные? Им пришлось не только выгребать из матрасов и подушек спрятанную от надзирателей во время подготовки побега землю, но и разгружать два самосвала с песком и зарывать прорытый ими подземный ход. На всех 24-х завели новые уголовные дела, многим добавили дополнительный срок отсидки (по законам девяностых – 5 лет за попытку побега).

Этот побег мог стать самым массовым за всю историю «Белого лебедя». В середине 80-х из этого же корпуса таким же путем (сделав подкоп) на свободе оказались 15 зэков. Видимо, память об удачном избавлении от неволи, передаваемая от одного поколения уголовников к другому, побудила два десятка осужденных повторить успех предшественников. После происшествия 3 конвоира были уволены, а 19 сотрудников тюрьмы понесли другие административные наказания. За первую половину 90-х из Даугавпилсской тюрьмы пытались бежать несколько раз: были пресечены 8 попыток побега.

Дерзкий побег из Гривской тюрьмы

Прогремевший на всю Латвию и за ее пределами аобег заключенных произошел в Даугавпилсе в ночь на 28 октября 1994 года. Из Гривской тюрьмы бежала группа из 15 человек, среди них – преступники, имеющие большие сроки наказания.

Утром на службу пришли работники пищевого склада тюрьмы и обнаружили у себя в рабочем помещении поврежденную решетку на окне. Рядом с открытым окном стоял домкрат, вокруг были разбросаны обломки металла и мешки с одеждой.

Получив тревожный сигнал, инспектор оперативной части тюрьмы вместе с охранниками в спешке прибыли на склад. В одной из стен они обнаружили дыру около полуметра в диаметре, которая вела в банный гардероб. Сразу же провели утреннюю поверку осужденных, которая выявила: среди заключенных не хватает 18 человек. После сверки осужденных по их личным карточкам и фотографиям выяснилось, что сбежало 15 зэков. О чрезвычайном происшествии доложили начальнику тюрьмы. Была объявлена тревога с усилением режима охраны и подключением даугавпилсской полиции, пограничников и земессаргов.

«Свой человек» с ключами

Группа бандитов к побегу готовилась больше месяца. Один из тюремных авторитетов подговорил семь сподвижников для реализации своего дерзкого плана. У задумавших побег зэков был «свой человек» с ключами от банно-прачечного комплекса – тоже осужденный, но назначенный администрацией тюрьмы на должность банщика. По ночам он запускал в баню всю семерку и запирал их на замок снаружи. А те, используя ломы, самодельное сверло, пилу по металлу и даже сварочный аппарат, постепенно ломали стенку банной раздевалки.

С каждой ночью увеличивающаяся дыра тщательно маскировалась и закрашивалась. А в самую последнюю ночь, уже пробившись наружу в пищевой склад, беглецы замаскировали стену куском картона. А на картоне нарисовали кирпичи – чтобы никто не догадался!

«Все побежали – и я побежал!»

Вечером перед побегом в бане было распито заранее припасенное спиртное – для храбрости и успеха предприятия. После часа ночи, когда зона уже крепко спала, бежавшие во главе с авторитетом восемь человек благополучно покинули территорию тюрьмы. Они выбрались из окна склада, выдавив решетку заранее прихваченным из механической мастерской гидравлическим домкратом. В последующие несколько часов из тюрьмы подобным образом сбежало еще семеро смелых зэков.

К середине ноября 10 из 15 преступников были задержаны, пятеро попались в руки российских милиционеров в Пскове. Их взяли при совершении новых преступлений. Троих задержали работники городской полиции, а одного – жители Даугавпилсского района, на помощь которым вовремя пришла сторожевая собака-овчарка. Первый из беглецов был задержан в Витебской области. Сбежавший Александр Босулаев за короткое время с момента побега до его поимки успел стать соучастником убийства двух человек.

«Разбор полетов»

При «разборе полетов» было выявлено, что начальник тюрьмы за время своего дежурства вопреки требованиям инструкции не проверил благоприятные для побега места и не организовал ночную поименную поверку осужденных, склонных к побегу. А дежурный с утра, уже узнав о побеге, настойчиво пытался сдать смену своему напарнику, правда, безуспешно.

«Наши сотрудники спят по два-три часа в сутки, чтобы удержать ситуацию под контролем, – рассказывал журналистам начальник Гривской тюрьмы Эрик Кислицкий спустя некоторое время после побега – Оставшиеся в зоне заключенные бузят, работают «на прикрытие». Они прекрасно знают, что наш оперативный отдел занят поимкой бежавших преступников. Мы выявляем их связи, контакты, возможные места встреч с родственниками и друзьями. Работа огромная и кропотливая. А чем неспокойней в зоне, тем меньше времени и возможностей ее проводить. Но мы делаем все от нас зависящее. И, кстати, комиссия из Министерства внутренних дел, которая здесь работала, не обнаружила каких-либо нарушений в документации. Другое дело, что в работу вмешивается «человеческий фактор». Действительно, имеет место пьянство среди надзирательского состава, контакты с осужденными. За подобные нарушения мы безжалостно выгоняем с работы».

 После побега из тюрьмы уволили трех человек. Еще одного надзирателя, вина которого была не столь вопиющей, предупредили о несоответствии занимаемой должности. Такие же наказания получили начальник надзорной части, оба замначальника и сам начальник тюрьмы.

Кстати

Этот побег стоил министерского портфеля министру внутренних дел Гирту Валдису Кристовскису. Дело в том, что до побега из Гривской тюрьмы в том же году в Латвии был совершен более громкий побег – из Парлиелупской тюрьмы на свободу выбрались 89 осужденных. После побега на Гриве 28 октября Кристовскису ничего не оставалось, как подать в отставку.

Комментировать 10