Президент Банка Латвии: следующего кризиса мы не переживём – а он уже близок 21

На прошлой неделе президент Банка Латвии Илмар Римшевич заявил, что Латвия стоит на пороге нового экономического кризиса. А жители Латвии этого очень боятся. Это показал последний опрос SKDS. Более половины опрошенных латвийцев (55%) назвали экономические неурядицы самым большим риском для страны. Угрозу войны при этом упомянули лишь 37% респондентов.

По мнению Римшевича, несмотря на то, что экономика Латвии растет примерно на 2,5-3% в год, темпы роста замедляются. «Мы должны извлечь урок из прошлого кризиса. Восемь лет прошло, многие вещи забылись. Но в тот раз все тоже начиналось довольно невинно — мы жили с небольшим дефицитом [бюджета] и что произошло, когда начался кризис? Все может измениться буквально за пару месяцев», — заявил глава Банка Латвии.

Будь это какой-то другой экономист, от его прогноза можно было отмахнуться. Но глава Банка Латвии… Давайте вспомним, что было в 2008 году и есть ли такие же признаки сейчас.

В 2005-2007 годах Латвия испытала невидный бум кредитования. После вступления страны в ЕС считалось, что теперь-то наша страна – оплот стабильности, и инвесторы почувствуют тут себя комфортно. Инвесторы действительно появились, но хлынули их деньги не в промышленность, а в сферу недвижимости.

Как грибы после дождя стали расти новостройки, банки активно раздавали деньги всем делающим под ничтожные проценты, и людей убеждали, что жить в долг – это разумно.

Все это привело к тому, что экономика стала перегреваться: люди тратили заемные, а не свои деньги, покупали квартиры, обустраивали их. Рост экономики был огромный, но, к сожалению, он был выстроен на деньгах, которые мы не заработали, а заняли. И в какой-то момент все рухнуло.

А что же сейчас? Ничего подобного нет и в помине. Банки кредитуют очень осторожно, да вы и сами знаете, как тяжело сегодня получить кредит на покупку жилья. Новостройки появляются, но их тоже не много. Рост, пусть небольшой – на уровне 2-3% в год, но тем не менее мы в плюсе!

И тем не менее инвестиционный банкир Гирт Рунгайнис считает, что в чем-то Римшевич прав. Для этого надо посмотреть на наши проблемные точки в экономике шире.

— Условно говоря, прямо завтра никакого кризиса не случится – так и напишите, чтобы люди не боялись, – поясняет он. – И в ближайшие три года экономика Латвии будет расти хотя бы на те же 2-3% в год, что уже не может говорить о каком-либо кризисе. Взглянем, как растут заработные платы и снижается безработица. Рост зарплат мы видим на уровне 5-7% в год, безработица уже ниже 10%, так что поводов для паники нет!

Однако на этом хорошие новости заканчиваются. И в чем прав Римшевич, так это в вопросе – как мы сможем преодолеть следующий кризис, который когда-то наступит. Кстати, раз в 10-15 лет кризисы всегда происходят, так что ждать осталось недолго. Когда это случится, то Латвия окажется совершенно неготова к трудностям, поэтому удар может быть серьезным. Объясню, почему так получатся.

Во-первых, сейчас у нас довольно большой внешний долг, около 40% от ВВП. В 2008 году, когда Латвии пришлось брать в долг, чтобы заплатить пенсии и пособия, внешних долгов у нас практически не было. Поэтому деньги нам одолжили сравнительно легко. Сейчас, если бы нам потребовались финансовые средства, взять их в долг было бы гораздо сложнее, ведь мы уже и так должны огромные суммы! Никто не думает как мы эти деньги будем отдавать. А наши дети ведь тоже не будут. Они лучше уедут в другие страны, где нет таких проблем.

Во-вторых, реформ как не было, так и нет, следовательно и деньги медицины и здравоохранения будут утекать в неизвестном направлении.

Меня очень не любят пенсионеры за мои высказывания о пенсионной системе, мол, она развалится через несколько лет. А что я должен говорить, если это уже происходит? Нам всем придется работать до смерти, а пенсия для нас станет как морковка, привязанная к ослу. Ну не светит нам пенсия при нынешней демографии в Латвии!

В-третьих, опять скажу ужасные вещи, но финансирование регионов – это выброшенные в мусорник деньги. Я понимаю политиков, которые впрыскивают в умирающие регионы какие-то миллионы, там ведь сидят их избиратели, которые дают голоса на выборах. И не дать-то нельзя при таком раскладе. Но эти деньги никогда не вернутся в экономику.

А когда я вижу, как наших молодых врачей хотят заслать в регионы отрабатывать практику, так и вовсе ужас берет.

Зачем губить молодое поколение, ведь в этих региональных больницах они просто будут терять свою квалификацию и не набирать никакого опыта. Если будет продолжать эту практику, то у нас не будет не только пенсий, но и врачей.

В-четвертых, наша демография лучше не стала. Мы теряем около 1% жителей в год, и это страшные цифры. Ведь если говорить о демографии, то теряем мы дееспособных людей, которые будут работать на пенсионные системы других стран. Здесь же хочу отметить и слабую структуру экономики, которая не дает нам больших денег.

И, наконец, сейчас наступает предвыборное время. По нормальному, чтобы что-то изменить в этой стране, нужны реформы. А возможны они только в короткий период двух лет после выборов. Дальше уже начинаются предвыборные гонки и обещания, когда сделать что-то серьезное, но непопулярное невозможно.

Я вижу, что правительство Кучинского сегодня готово тратить, чтобы угодить своему электорату. По всей видимости, это и беспокоит Римшевича. И в этом вопросе я с ним полностью согласен. Если начнутся трудности, то будет трудно по-настоящему.

Комментировать 21