Пайдерс: как с помощью пустых разговоров о коррупции Латвию отодвигают от закупок ЕС 7

«Как свидетельствуют опубликованные данные исследования института RAND Europe, проведенные по заказу Европарламента, коррупция в Латвии может составлять до 5 миллиардов евро в год. Утверждается, что «из-за коррупции Латвия каждый год теряет от 13,16% до 19,24% ВВП, или от 3,4 до 5,08 миллиардов евро», — пишет в «Неаткариге» Брис Пайдерс.

Удивительным образом с благословения Европарламента и в Европе, и в Латвии распространяются ошибочные и ненаучные суждения об огромном влиянии коррупции на ВВП и богатство народа. Коррупция — это преступление, тяжелое экономическое преступление. Но влияние коррупции на экономику чаще всего нейтрально.

Чтобы это стало понятно, назовем конкретные примеры.

Гражданина Х остановила дорожная полиция за то, что он в солнечный денек на ровном и абсолютно пустом шоссе ехал, немного превышая скорость. Гражданин Х откупился от штрафных пунктов за 50 евро. Он совершил очень тяжелое преступление — дал взятку. В этом сомнений нет, но каково экономическое влияние взятки на ВВП? Гражданину Х, чтобы сбалансировать расходы с доходами, на следующей неделе придется свои траты в магазинах снизить на 50 евро.

Поэтому на воскресном обеденном столе у него будет не жареная форель, а пельмени. В свою очередь, получивший взятку дорожный полицейский на следующей неделе потратит в супермаркетах на 50 евро больше, чем планировал, и вместо пельменей поставит на воскресный обеденный стол жареную форель.

Хотя коррупция, бесспорно, преступление, данная и принятая взятка в этом примере не изменили ВВП ни на цент! Она изменила только круг людей, которые получили чуть больше личного блага.

Экономическую нейтральность коррупции превосходно описал экономист южнокорейского происхождения Ха-Джун Чанг: «Взятка — это передача богатства одного лица другому. Она не обязательно негативно влияет на эффективность и рост экономики. Конечно, всегда есть возможность, что министр использует деньги менее продуктивно, чем капиталист» (Ха-Джун Чанг. «Злые самаритяне: миф о свободной торговле и тайная история капитализма»).

Даже основатель теории современной рыночной экономики Адам Смит (1723-1790) в работе «Богатство народов» (1776) указал, что богатство народов создается из объема товаров и услуг, которые были произведены на соответствующей территории, а не из того, сколько и каких налогов было собрано за продажу этих товаров и услуг.

Лауреат Нобелевской премии Пол Кругман в книге «Возвращение депрессивной экономики и кризис 2008 года» тоже делает вывод, что утверждения о сильном влиянии коррупции на развитие экономики — это миф, выдуманный, чтобы «скрыть истинные причины кризиса».

Одно из моих научных исследований (Relationship Between Corruption Level Changes and Economic Growth in the World and Europe) было посвящено поиску взаимосвязи между индексом коррумпированности и экономическим ростом. В нем я пришел к выводу: утверждение, что коррупция негативно (или положительно) влияет на повышение ВВП, не имеет статистического подтверждения и ненаучно.

Коррупция — это рядовое преступление, и отношение к ней должно быть сравнимо с другими преступлениями против государства, обшества и личности. Фетишизация коррупции изуродовала судебную среду Латвии и дезориентировала и общественность, и судебную систему.

Зачем же тогда аж в 2016 году лоббистские организации все кормят нас враньем об огромном влиянии коррупции на экономику?

На мой взгляд, цель лоббистов — отстранить предприятия малых стран ЕС от закупок евросоюзовского уровня в пользу европейских гигантов. Потому что предложенные лекарства, которые публично рекомендуют и Rand Europe, и глава организации Transparency International Карл Долан, связаны с официальными закупками уровня ЕС.

Rand Europe предложила создать общую систему официальных закупок Евросоюза, и утверждается, что тогда причиненный коррупцией ущерб снизится на 920 миллионов евро.

Циничная и примитивная цель! Если власть имущие малых стран ЕС поверят в ложь о том, что коррупция влияет на экономический рост, и согласятся централизовать систему закупок Евросоюза, то транснациональные гиганты отстранят от европейских закупок небольшие предприятия, и последствия будут обратными — в малых страна ЕС ВВП и доходы снизятся, а не вырастут. Распространяемые Rand Europe сказки надо считать циничной манипуляцией общественным мнением ради лоббирования интересов транснациональных гигантов и обворовывания малых стран ЕС».

Комментировать 7